Объединение «ВМЕСТЕ»
Эстония
 
Пятница, 03.05.2024, 20:00
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Желаете ли Вы получить "Карту русского"?
Всего ответов: 272
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Нас посетили
free counters
Форма входа
Главная » 2010 » Июнь » 27 » «Закону о соотечественниках – «человеческое лицо»
21:42
«Закону о соотечественниках – «человеческое лицо»

Без личного документа у представителей диаспоры не будет конкретных индивидуальных прав.

 

О том, как живут российские соотечественники за рубежом и в какой поддержке они нуждаются, говорится много и на разных уровнях.  Корреспондент «Независимой газеты» Андрей Лекант решил узнать мнение специалиста. На вопросы корреспондента ответила заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева.

 

-Александра Викторовна, Госдума должна была рассмотреть в первом чтении два законопроекта о соотечественниках. Однако рассмотрен и принят только один – правительственный. В чем причина?

 

– В Думе находятся два законопроекта о поправках в действующий закон о соотечественниках. Первый был внесен Константином Затулиным в ноябре прошлого года. Второй, разработанный МИДом, внесен правительством в марте этого года. Хотя законопроекты не альтернативные, по предложению председателя комитета по делам СНГ Алексея Островского их включили в повестку заседания Госдумы 4 июня один за другим, но в порядке, обратном сроку их внесения, для голосования в первом чтении. Затулин накануне заболел и не смог участвовать в заседании. Без него его проект не рассматривался. Сейчас в первом чтении принят вариант поправок, предложенных правительством.

 

– Вопрос о внесении поправок предварительно обсуждался?

 

– И не один раз, начиная с весны 2008 года, когда правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом создала специальную рабочую группу. Он рассматривался и в Думе на круглых столах, и в Совете Федерации. Накануне Конгресса соотечественников, открывшегося 1 декабря 2009 года, законопроект правительственной комиссии не был готов. Но уже было ясно, что МИД не соглашается с предложениями рабочей группы и готовит законопроект, не учитывающий нужды соотечественников. И депутат Затулин счел необходимым внести свой проект в надежде на то, что участники Конгресса помогут убедить ведомство в актуальности не столько его, сколько их собственных предложений.


– А что именно в первую очередь хотят соотечественники?


– Во-первых, свободно приезжать в Россию, бесплатно получать многократную визу для въезда в страну. Во-вторых, в упрощенном порядке получать российское гражданство. В-третьих, они просят дать их детям возможность поступать в российские вузы наравне с гражданами РФ. При этом они надеются, что имеющееся в законе понятие «свидетельство соотечественника» приобретет реальный смысл как документ, удостоверяющий их право на все перечисленные привилегии.


Когда началась работа над поправками, в первую очередь разбирались с самим понятием – «соотечественник за рубежом». Вопрос здесь в тех, кто не имеет российского гражданства. Закон относит к соотечественникам всех граждан бывшего СССР, Российской империи и их потомков, если на то есть их воля. В процессе переделки закона шел поиск такого определения, которое привязало бы его к нынешней национально-территориальной карте России. Сошлись на варианте Затулина: считать соотечественниками лиц, относящихся, как правило, к национальностям, исторически проживающим на территории РФ.


Камнем преткновения стал вопрос, закреплять ли в законе льготы, для удостоверения права на которые потребуется свидетельство соотечественника. Большинство членов рабочей группы поддержало позицию Затулина – предоставить соотечественникам некоторые неимущественные права и выдавать всем желающим свидетельства государственного образца, чтобы они могли воспользоваться этими правами при обращении в государственные ведомства и инстанции. По аналогии с удостоверением участника Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. МИД с таким подходом категорически не согласился. Не хочет МИД разрабатывать и организовывать выдачу свидетельства соотечественника.


– А какова их аргументация?


– Во-первых, говорят, что это очень дорого стоит. Хотя фонд «Русские» по собственной инициативе начал выдачу «карты русского», себестоимость которой составляет всего 6 рублей. Во-вторых, запугивают тем, что выдача такого свидетельства породит международные конфликты со странами, где живут соотечественники. И хотя целый ряд стран ведет такую работу со своими соотечественниками за рубежом, наших дипломатов очень волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».


Увы, вместе со свидетельством соотечественника из закона выплескиваются конкретные индивидуальные права соотечественников. МИД не решился изъять лишь право поступать в российские вузы наравне с гражданами России. Но как абитуриенту подтвердить, что он – соотечественник? Вот практическая ситуация, которая требовала и требует удостоверения статуса соотечественника.


Но МИД вычеркнул свидетельство из закона. Вместо этого приводится перечень документов, которые абитуриент-соотечественник должен представить в приемную комиссию. Такие же документы нужны для получения свидетельства соотечественника в соответствии с действующим законом и с предложениями Затулина. МИД просто перекладывает вопрос об идентификации соотечественников на приемные комиссии вузов.


– А как вы оцениваете действующий закон о соотечественниках?


– Принятый в 1999 году Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» был прорывом, он установил правовую основу для работы с диаспорой. Конечно, за 10 лет к нему накопились претензии. Но 10 лет для исторического развития фактически нового государства – не так много. Политика только формируется.


Поэтому, с одной стороны, корректировка закона вполне оправдана. Но с другой стороны – можно и не спешить. Лично я считала и считаю, что время для этого еще не настало. В первую очередь требовалась корректировка не норм закона, а его исполнения. Нужно было выдавать свидетельство соотечественника, наполнив его определенным содержанием – правами для обладателя. Это можно было сделать через поправки в смежные законы, регламентирующие различные стороны отношений соотечественников с государством. И попытки таких изменений делались. Тот же Затулин предлагал поправки в закон о въезде-выезде в РФ, дающие соотечественникам право на бесплатную многократную визу. И поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ» о сохранении упрощенного порядка приобретения российского гражданства соотечественниками из постсоветского пространства. Но они не были приняты.


На моей памяти за последнее время сделан один вполне реальный, решительный шаг навстречу соотечественникам: после известных событий с «Бронзовым солдатом» в Эстонии президент России издал указ, дающий право безвизового въезда в Российскую Федерацию всем «негражданам» Эстонии и Латвии. Но это случай исключительный. А как быть с соотечественниками из других стран?..


– Так какова же дальнейшая судьба законопроектов?


– Разработчик правительственного законопроекта – МИД – пытается как можно быстрее провести его через второе чтение, сведя к минимуму поправки и само обсуждение. Ради этого надо «утопить», снять с рассмотрения проект Затулина. Одни и те же комитеты Госдумы – по международным делам и по конституционному законодательству – даже не замечают, что хвалят правительственный законопроект ровно за то же, за что ругают законопроект Затулина.


При обсуждении в Общественной палате в делегацию МИДа входили члены Координационного совета соотечественников, которым МИД дал право представлять интересы диаспоры в госструктурах РФ. МИД представил им только один законопроект – свой. О наличии другого члены КСРС, по их словам, не знали. Но грудью стояли за проект МИДа и критиковали проект Затулина. И гражданство России соотечественникам не нужно, и бесплатная виза ни к чему… Было бы смешно, если бы не было грустно.


Позиция «главных» соотечественников, которые говорят от имени 30-миллионной российской диаспоры, идет вразрез с нуждами людей. Видимо, члены КСРС, поскольку они работают с МИДом и при МИДе, не вполне свободны в выборе своей позиции. А вот упраздненный думский Совет соотечественников не был подвержен административному давлению: Дума – орган выборный. И соотечественники снова просят, чтобы наряду с КСРС существовал вневедомственный совет при Думе либо при ОП. Когда на заседаниях Совета соотечественников в ГД обсуждался проект закона «О гражданстве РФ», никаких оглядок на «руководящие» мнения не было. Но соотечественников тогда не услышали. В мае 2002 года был принят закон, который опустил перед ними железный занавес. Но жизнь берет свое. И полгода не прошло, как внесли поправки – пункт 4 статьи 14 – об упрощенном порядке принятия гражданства для соотечественников из стран постсоветского пространства. Но он прекратил свое действие в середине прошлого года, что нанесло тяжелый удар по судьбам тысяч людей. Увы, нынешний КСРС не принял участия в борьбе за его сохранение.


Представители Совета в облегченном порядке получения российского гражданства не нуждаются, как и в многократных бесплатных визах в Россию. Для них в получении виз проблем нет. Не нужны им и такие символические меры, которые предлагает Затулин, как право получать в архивах РФ документы, подтверждающие статус соотечественника, его право быть захороненным в родной земле…


– Так чего же нам ждать в дальнейшем?


– Если удастся «притереть» друг к другу оба законопроекта, хотя бы во втором чтении, новый вариант закона о соотечественниках должен приобрести «человеческое лицо».

 

http://www.ng.ru/ideas/2010-06-23/5_dokuchaeva.html

Просмотров: 702 | Добавил: vmeste | Теги: соотечественники, свидетельство, карта, закон, удостоверение, Докучаева | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz