Сегодня, 22 апреля, умер известнейший российский актер и
режиссер Михаил Козаков. На экранах он впервые появился еще студентом в 1956
году и с тех пор успел создать массу блистательных образов на сцене и в кино.
Он прославился и своими режиссерскими работами. Михаилу Михайловичу было 76
лет.
Два года назад Михаил Козаков в Москве проводил
юбилейный спектакль. Актеру исполнилось 75 лет. Столица, ставшая Козакову почти
родной, встречает его аншлагом. Но говоря о своих корнях, Михаил Михайлович
всегда признавался, что остается как минимум наполовину питерцем.
"Питерские корни очень сильные, поэтому я
читаю очень большое количество стихов с петербургской темой - "Медный
всадник", Мандельштам, Ахматова, Бродский. Но в Москве-то я живу основную
часть своей жизни, и свои первые ощущения о той Москве, которой почти нет, я
вложил в фильм "Покровские ворота". Поэтому у меня такое двойственное
как бы ощущение - я и москвич, и питерец одновременно", - вспоминал Михаил
Козаков.
Окончив школу в Ленинграде, Козаков уезжает в
Москву и поступает в школу-студию МХАТ. А сразу по ее окончании, осенью 1956
года, уже играет Гамлета на сцене театра Маяковского.
В том же году дебют в кино - в драме Михаила Рома
"Убийство на улице Данте". Роль приносит Козакову ошеломительный
успех. Молодого актера с яркой запоминающейся внешностью сразу же начинают
узнавать на улицах.
Спустя пять лет на экраны выходит едва ли не
первый советский научно-фантастический триллер "Человек-амфибия", где
Козаков блестяще играет хрестоматийного кинозлодея Педро Зуриту.
Все семидесятые годы Козаков работает в театре
"Современник". Любопытно, что тяготея к серьезным драматическим ролям
на сцене, он становится всенародным любимцем во многом благодаря участию в
комедийных, практически водевильных кинокартинах.
Друг за другом на экран выходят "Соломенная
шляпка" с целой россыпью звезд советского кино и, конечно,
"Здравствуйте я ваша тетя".
С середины 70-х Козаков начинает пробовать себя в
новой ипостаси. Он ставит несколько телеспектаклей. Его режиссерский кинодебют
- двухсерийный фильм "Безымянная звезда" стал несомненной удачей, но
локальной. И вряд ли даже Казаков сам догадывался, насколько успешным станет
третья его картина – "Покровские ворота".
"В 1981 году ностальгически я вспомнил конец
50-х годов, когда была вера в социализм. После смерти Сталина, в хрущевскую
оттепель была такая наивная вера в социализм с человеческим лицом, и нам
казалось, что это возможно. Но Маргарита Павловна потом говорит Костику, если
вы помните фильм: "А поговорим лет через двадцать пять". И вот через
двадцать пять лет я снимаю картину, что эти мечты оказались иллюзорными",
- считает Козаков.
Когда фильм только был снят, его появление на
экране было под большим вопросом. Тогдашнее руководство советского телевидения
обвинило Козакова в сатире на общественный строй и искажении образов советских
людей. В итоге картина увидела свет лишь благодаря постановлению ЦК КПСС о
кинематографе с требованием выпускать больше кинокомедий.
С началом перестройки ролей в театре и кино
становится все меньше. Жанр телеспектакля практически умирает, и Козаков, не
находящий себе места в новых реалиях, уезжает в Израиль.
На сцене камерного театра в Тель-Авиве Козаков в
роли Тригорина играет в чеховской "Чайке". Текст был на иврите,
который, по собственному признанию актера, давался ему с огромным трудом.
Параллельно с работой в театре Козаков ведет первую русскоязычную программу на
израильском телевидении, где вовсю хулиганит.
И все-таки переезд в Израиль был мерой
вынужденной. А потому через четыре года Козаков возвращается в Россию. Здесь он
вновь активно работает в театре и кино, а в 2003 году в театре
"Моссовета" получает роль, которую считает наиболее значительной в своей
карьере - Король Лир. Классический образ в его исполнении вновь получается
слегка хулиганским. Несмотря на возраст, авантюризма в Козакове меньше не
становится.
"Все время важно не потерять энергию заблуждений, как говорил Толстой,
чтобы сам себе не стал скучен, неинтересен. Как-то достойно дожить жизнь - это
главная задача", - вспоминал Михаил Козаков.
|