19 января
2011 года в Российском центре науки и культуры было проведено первое в
текущем году заседание «Русского клуба» – совместного проекта РЦНК и
Украинской Академии Русистики (УАР).
Тему
дискуссии задал фильм «Трагедия Галицийской Руси», посвященный политике в
отношении галичанских русинов и русофилов, которая проводилась
австро-венгерскими властями в период Первой мировой войны. Той политике,
которая привела к появлению первых концентрационных лагерей в истории
континентальной Европы – Терезина и Талергофа. В фильме было очень
убедительно и очень образно показано, что уже до образования этих
концлагерей австро-венгерские власти вели политику, носившую в
значительной мере характер, определяемый современным понятием «этноцид» –
физическое уничтожения по этническому признаку. Уничтожение галицийских
русинов осуществлялось «в порядке военного времени», без суда или по
надуманному судебному поводу: например, за разжигание свечи в коровнике
при ночной дойке. Австро-венгерские власти могли рассматривать такое
действие как подачу светового сигнала русским войскам. И наказанием за
подобное бывал смертный приговор.
Надпись на снимке: Трагедия Галицкой Руси. Концлагерь только для русских.
Фильм «Трагедия Галицийской Руси» показывает, что в Галиции во второй половине XIXXX
века и в период Первой мировой войны основными объектами для
уничтожения было русинское крестьянство и лояльное по отношению к России
униатское духовенство, а также украинская (в данном случае – русинская)
интеллигенция. Кстати, в фильме предложена несколько неожиданная и
необычная точка зрения на униатское духовенство Украины, как на
носителя, хранителя и защитника «русского начала» в австро-венгерский
период истории Галиции. Хотя – что ей еще оставалось делать в условиях
католического засилья в Австро-Венгерской империи. – начале
Картина производит очень сильное впечатление и, поэтому вызвала разные оценки и бурную дискуссию.
Например,
член-корреспондент НАН Украины Валерий Солдатенко (Украинский институт
национальной памяти) и профессор Татьяна Суходуб (УАР) призывали к
академической сдержанности оценок и многостороннему диалогу из тех
соображений, что Первая мировая война четыре раза катком прокатывалась
по Галичине, обрекая все население на неизбежные страдания, вплоть до
физического уничтожения, как одной, так и противной воюющей стороны.
Мнение
Солдатенко и Суходуб было услышано, но не поддержано. С «подачи» Олега
Вусатюка (вице-президент УАР), Андрея Воробьева (советник-посланник РФ в
Украине) и Петра Толочко (директор Института археологии НАН Украины)
дискуссия перешла на обсуждение проблемы «комплекса навязанной
исторической вины», в который последние десятилетия «вгоняют» и Россию, и
людей Русского мира за ее пределами. Когда историю России подводят под
формулу «деяния преступных предков», за которые должны нести
ответственности их потомки, очевидно – тоже «преступные». Хотя характер
деяний был одинаков для всех стран Европы и диктовался реалиями военного
времени. Но здесь вступают в действие пресловутые «двойные стандарты» в
оценке исторических явлений: «безусловная вина России и оправданные
аналогичные действия европейских правительств».
Олег Вусатюк
и Андрей Воробьев кратко, но достаточно полно охарактеризовали цели и
принцип действия «комплекса навязанной исторической вины» в отношении
русского народа. С одной стороны, это сохранение рейгановского
представления о России, как «империи зла», все действия которой,
априори, направлены против цивилизационного прогресса человечества и
принципов гуманизма, а с другой – это постоянная возможность требовать с
потомков компенсацию за все вины их «преступных предков». Причем не
только моральное «покаяние», но и не в последнюю очередь – материальную
компенсацию. Что уже пытались сделать страны Прибалтики и Украина.
Характерным
образцом применения «двойных стандартов» Андрей Ганжа (РЦНК) назвал
самое начало фильма, когда ведущий Алексей Денисов рассказывал о том,
что в 2007 году Австрия «испытала шок», узнав, что новый аэропорт в
Гарце строится «на костях и на гробах» русинов, погибших в Талергофском
концентрационном лагере. Но это означает только одно: австрийское
общество, общественное сознание ЗАБЫЛО о Талергофе. Хотя не прошло и
трех поколений. Но почти все это время Запад не давал России забыть,
например, о Катыни.
Участники
дискуссии вынуждены были согласиться с фактом, что «комплекс
исторической вины» не без успеха внедрен в общественное сознание
населения не только России, но и Украины. Причиной тому послужили,
прежде всего, некомпетентные действия руководства этих стран, в свое
время пошедших на одностороннее признание своей вины в определенных
исторических эпизодах, но не добившиеся подобных признаний со стороны
своих оппонентов. Например, Россия извинилась перед поляками за Катынь,
но не добилась извинений со стороны Польши за уничтожение пленных
красноармейцев в 1920-1921 годах. А ведь там их было больше, чем в
Катыни.
Поэтому
большинство диспутантов согласились со следующим тезисом: фильмы,
подобные «Трагедия Галицийской Руси», хотя они и бередят исторические
обиды и раны, необходимы. Не в последнюю очередь для полноценного и
всестороннего освещения истории, чтобы «комплекс навязанной исторической
вины» не стал общенациональным синдромом. Если не диагнозом…
Андрей Ганжа http://rusedin.ru/2011/01/24
|