Если рассматривать те провокации, о которых говорит Рюйт, то единственной
заинтересованной стороной "в этом контексте" выглядят эстонские
ультранационалисты, поскольку никаких серьезных парламентских амбиций у
антифашистов в 2006 году не было. А значит, не было нужды и в провокациях "в
этом контексте".
Полиция же всячески потакала этим провокаторам, поощряя "пикники" и запрещая
мероприятия антифашистов. Но: через эти тернии у скверика у БС были все шансы
стать таллиннским Гайд-парком, хотя и мордобои имели место — взять хотя бы
практически похороненное прокуратурой и судом уголовное дело тартуского патриота
Сийма Аброя, избившего Артура Тамме. Гайд-парка не случилось.
"Приняли верное с точки зрения национальной безопасности решение —
монумент нужно перенести из центра города".
Эта логика, если так можно ее назвать, повторяет логику "юриста" Рейна Ланга,
придумавшего лично для себя Закон о сносе запрещенных сооружений. По его логике,
памятники могут распространять призывы, восхвалять или унижать. Нет, памятники
этого не могут — это делают люди. Поэтому в бронзовую ночь снесли сначала людей,
и только потом — памятник. Но: причем тут национальная безопасность? То, что БС
стал и символом, и местом выражения протестных настроений — очевидно. Но свобода
слова и свобода убеждений прописаны в конституции, а "национальная
безопасность", что бы она не обозначала — нет. Налицо — ложная расстановка
приоритетов.
"Действия правительства не были угрозой в чей-то адрес — это был
надлежащий государственный поступок. Стоит подчеркнуть, что Рийгикогу,
правительство и премьер-министр Ансип действовали не против местных русских, а в
неоспоримых интересах Эстонского государства".
Моя бы воля, я бы повсеместно запретил использование выражения
"государственные интересы". Поскольку эта дрянь всплывает исключительно тогда,
когда нужно оправдать какую-то подлость, а оправдывать нечем. Мне в свое время
пришлось подробно исследовать тему "интересов" и даже разработать
соответствующий ценностно-силовой подход, и я могу с полной ответственностью
утверждать, что такой вещи, как "государственные интересы", не существует без
указания ценности, которую эти интересы должны актуализировать. Ни одной
легальной ценности ни Рюйт, да и никто из эстонцев привести не может, поэтому в
ход идут, как правило, броские эпитеты, в данном случае — "неоспоримые". Это как
в свое время эмиграционное давление изнутри СССР возросло настолько, что граница
с одной стороны стала "железным занавесом", а с другой — "священной".
С чем я не буду спорить, так это с тем, что это был "государственный
поступок". И "надлежащим" его окончанием я вижу исключительно суд над его
организаторами, поскольку весь этот "поступок" был незаконным и преступным от
начала и до конца. Я этому посвятил отдельное исследование, поэтому повторяться
не буду. Преступление же безадресным не бывает, поэтому с тем, что "это не было
угрозой в чей-то адрес", согласиться нельзя. Поскольку есть жертвы.
"Ошибка эстонского правительства заключалась в том, что оно не говорило с
русской стороной. Но и никаких каналов не было: русское население осталось в
орбите интересов людей, которые занимались эскалацией кризиса".
Очень типичная точка зрения. И ошибочная. Почему-то в "ошибки" эстонского
правительства не записывается тот факт, что оно не слушало "русскую сторону".
Само противопоставление "эстонское правительство" — "русская сторона" этого не
предполагает.
Вторая ошибка: мы не были "в орбите интересов людей, которые занимались
эскалацией кризиса". Поскольку именно правительство и ультранационалисты и
занимались его эскалацией.
"Если эстоноязычные СМИ занимались только усмирением ситуации, то русское
население лишь настраивали против т.н. "эстонского фашизма". Этим занималось,
например, русскоязычное издание "Вести дня", которое зимой 2007 года с
энтузиaзмoм пририсовало Ансипу и Лаару гитлеровские усы и погоны. Кому
подчинялись русскоязычные СМИ в тот момент — это заслуживающий внимания
вопрос".
Эй, а как же "свобода прессы", хотя я и не знаю, что это такое?
"Ежедневные газеты передавали сообщения премьера, которые лишь
подтверждали, что Бронзовый солдат будет перемещен. Это не были "систематические
угрозы" (как могло показаться русской стороне) в чью-то сторону, а лишь четкая
позиция нормального премьер-министра нормальной страны".
Ребята, у вас изначально не-нормальная страна. Ни одно государство в мире,
кроме двух ваших южных соседей, не построено на болоте "правовой
преемственности". Поэтому говорить об Эстонии, как о нормальной стране, не
стоит.
"Говорилось, что русское общество не имело рeзко вырaжeнных позиций
касательно той стaтуи. Вполне возможно, что эти позиции и чувства им
внушили".
Интересно, а кто внушил Вирве Рюйт, что она живет в нормальной стране? С
нормальным премьер-министром?
"Решение по поводу этого монумента должно было быть принято".
Вот это интересное заявление. Памятник-то в чем виноват?
"Неоспорим и тот факт, что до тех пор, пока местная русская община
открыта и подвержена идеологическому просвещeнию со стороны исторической родины,
реальные возможности интеграции ограничены".
Тоже распространенная среди эстонцев точка зрения. Мол, идет война за умы
"эстонских русских". В которой мы пока проигрываем, поскольку наши ресурсы в
этой войне ограничены, а ресурсы России — нет. Удобное оправдание, но очень
далекое от реальности.
Проблема в том, что eestlus как таковой крайне непривлекателен. Эстонцам, как
им кажется, просто нечего предложить нам. Так оно и есть. Можно твердить
бесконечно о том, что нам следует становиться эстонцами. Но содержательного
ответа на вопрос "Зачем?" у эстонцев нет. Eestlus в принципе
неконкурентоспособен, отсюда и все драконовские меры по поддержанию в нем как бы
жизни. Кто же виноват в том, что, например, "Эстония — единственное место в
мире, где говорят по-эстонски"? Это — факт, но почему это так? Тут недавно с
интересом прочитал у эстонского посла в Латвии Яака Йыэрюйта, что эстонцы и
латыши — по сути, один народ, только вот осознать себя единым народом им мешает…
языковой барьер. Так зачем было от русского отказываться?
Вместе с тем нами давно сформулировано, чего мы от эстонцев хотим. Равенства.
Но именно неконкурентоспособность eestlus-а и не позволяет этого самого
равенства. Потому что в живой конкуренции с Кленским, Русаковым и Ревой Лаар,
Пентус и Ланг просто не выдюжат. Поэтому наше требование равенства по-своему
правильно понимается эстонцами как претензия на власть.
"Чтобы они кроме владения эстонским языком признавали де факто историю
Эстонии и не давали охватить сeбя с антигосударственными нападками. Нужны были
бы и интeрeс и грaжданская aктивнoсть, чтобы oргaнизoваться, в том числе и
пoлитически и дoйти дo участия в пoлитическом процeссe нaшего
государствa".
Ну, вот и дошли до главного. Напомню, что размышления Вирве Рюйт назывались
"Как дойти до участия в политическом процессе нашего государства?". Требований,
как видно, три: овладеть эстонским (официальное требование), признать
"оккупацию" и всю происходящую из нее ересь (полуофициальное требование) и не
поддаваться вражеской пропаганде. Характерно, что "гражданская активность"
проходит у Рюйт в качестве факультативного требования.
Как видно, ничего оригинального Рюйт не выдала — все это известно нам уже
очень давно. А что в качестве бонусов? Участие в политическом процессе? Вялый
какой-то бонус за отказ от своих убеждений. Или это такое представление о
равенстве? Но тогда должен напомнить, что, согласно Всемирной Декларации прав
человека, люди рождаются равными, а не становятся равными после того, как выучат
эстонский и признают "оккупацию".
P.S. Как-то, гуляя с Кларой Халлик по Варшаве, я услышал от нее следующую
формулу: "Особенность отношений большинства и меньшинства в том, что большинство
всегда удовлетворено положением меньшинства". В Эстонии эта формула работает
безукоризненно.
P.P.S. Меня иногда пытаются уличить в ненависти к эстонцам. Потому, что
"оккупацию" ставлю в кавычки, а эстонский фашизм — нет. Но это — не
ненависть.
Уинстон Черчилль, отвечая на вопрос о том, почему в Британии нет
антисемитизма, сказал очень просто: "Потому, что мы не считаем евреев умнее
себя".
http://rus.delfi.ee/projects/opinion/pismo-chitatelya.d?id=39955497