Для выживания России власть должна искать опору внутри русского народа,
для этого для начала нужно признать существование русских как национальности
От портала «Евразия»: Шафаревич
Игорь Ростиславович (род. в 1923) - выдающийся советский и российский
математик, философ, публицист и общественный деятель, академик РАН, доктор
физико-математических наук. В 1974 году выступил в поддержку Александра Солженицына,
за что был отстранён от преподавания в МГУ. В период краха советского
государства и позже получил известность как активный участник
национально-патриотического движения и автор острых публикаций по вопросам
русскости и русофобии, а также роли еврейства в российской и мировой истории.
Корреспондент портала «Евразия» побеседовал с Игорем Ростиславовичем о
проблемах и перспективах российской государственности в свете русского вопроса.
- Игорь
Ростиславович, откуда в советской партэлите появилась та червоточина, которая в
итоге привела к сдаче огромного государства? Понятно, что Горбачёва поймали в своё время на идею
включения в управление единым миром. Тогда уже начались разговоры о
глобализации, о мировом правительстве, и была «закинута удочка», что советская
элита тоже могла бы интегрироваться в эту общемировую элиту. Условие было в
том, чтобы отдать Восточную Европу...
Я думаю,
что более существенным условием была дерусификация, исключение из политики
русского элемента, которого и так, сколько я себя помню, власть в России всегда
панически боялась. И я бы не стал в этом смысле так жёстко противопоставлять
политику при Горбачёве тому, что происходит сегодня. Во внешней политике, может
быть, и есть изменения, но во внутренней политике всё давление СМИ и власти
направлено против русского самосознания. Если убивает приезжий гастарбайтер из
Таджикистана русского подростка, то это считается бытовым убийством. А если
русский убивает…
Вот
создан какой-то загадочный тип скинхэда. Под скинхэдами подразумевается,
видимо, что-то вроде русских фашистов. Но прямо этого не говорится, и этот
образ странным образом давит на сознание людей. Это похоже на то, как в
советское время о ком-нибудь могли сказать, что его высказывания носят
«антисоветский характер». Сейчас так же могут сказать «антисемит» - на человека
ставится клеймо, которое не требует расшифровки. Да, патриотизм при Путине
был легализован, но он был стерилизован. И эта стерильность очень тщательно
охранялась.
- После
событий в Южной Осетии какое-то время казалось, что патриотизм перестанет быть
просто номинальным, создавалось ощущение, что тема дружбы с Западом закрывается
надолго...
Я тоже надеялся
на это, да и сейчас надеюсь, мне кажется, что сила западного течения в мире со
всех сторон себя исчерпала. Тогда как в России содержится альтернативный
проект, он заключён в психологии русских. Этим и объясняется, мне кажется,
поразительные, фантастические утверждения иностранцев, побывавших в 15-17 веках
в России, о том, например, что русские мужчины любят женщин, но предпочитают
мальчиков. Это ведь было совершенно невиданно в России того времени, тем не
менее, они, видимо, как рациональные люди, стремились придать рациональное
обоснование своей иррациональной антипатии. Поэтому и писали, что и природа, и
люди в России – чудовищны.
Но это –
естественная русофобия Запада. Понятно, что хорошая Россия для Запада – это
несуществующая Россия. А вот какова история возникновения русофобии внутри
России?
Я думаю,
что это сложилось ещё до революции и было в каком-то смысле её причиной.
Сначала все люди служили государству, было общее чувство того, что в тяжёлых
условиях каждый своё тягло тянет. А потом дворяне освободились от своих
обязательств. При Петре Первом дворянин обязан был служить с 15-и
лет до серьёзного ранения или смерти. А дворянские вольности – у Василия
Ключевского даже написано, что это одна из причин пугачёвского
восстания. Дворяне решили, что очень здорово жить на шее крестьян и прожили так
ещё 99 лет до освобождения крестьян. Они жили на шее народа и считали при этом,
что он отсталый, а они несут ему просвещение. А субъективно это ещё
подкреплялось тем, что западная культура действительно обаятельна, и были люди,
которые в это влюблялись – вроде Тургенева – и образовывали своего рода
авангард Запада, заброшенный в Россию. Произошло подчинение сначала дворянства,
а потом и интеллигенции этой логике.
То есть,
поняв несовместимость западной культуры, западного образа жизни с нашим,
дворяне начали пытаться менять Россию. Но ведь революция 17-го года во многом
произошла на отрицании этой романовской России.
Произошло
то, что народ перестал ощущать это государство своим. Я думаю, что то, что у
нас называют эвфемизмом «социальная нестабильность», то есть народное восстание
– это ещё не самое опасное. Страшнее, когда народ перестаёт чувствовать это
государство своим, и утрачивает стимул его защищать. И тогда маленькая
решительная группа может повернуть ситуацию в любую сторону. Это, мне кажется,
и был механизм кризиса 1917 года, также как и 1991-1993 годов.
- А
марксизм можно назвать русофобским явлением?
Конечно!
У Маркса есть такие высказывания, которые у нас до войны даже не печатали.
Можно сказать, что Запад сначала пытался завоевать Россию тем же способом,
каким завоёвывал земли в Америке, в Индии или Африке, но скоро они поняли, что
объединённых сил всего Запада недостаточно для этого. И тогда был, так сказать,
найден обходной путь – это и был марксизм – чисто западное учение с ненавистью
к русским.
Сталинский
период советской истории – это, я думаю, была попытка понять, что будущее
страны решается на факторе жертвенности народа, соответственно, на том, будет
ли народ считать эту страну своей, чтобы её строить и за неё умирать. Поэтому
на декоративном уровне, особенно перед войной, патриотизм как бы поддерживался.
Были даже переименованы на старый лад ряд улиц, проспектов, площадей в
Ленинграде. То есть власть понимала, что самосознанию русского народа,
способному на проявление жертвенности, не нужно подставлять ножку. Однако
попытки реальной реабилитации патриотизма на партийной платформе обернулись в
конце сороковых «ленинградским делом».
- А
после сталинской эпохи при Хрущеве
началось уже явное отступление от государственнической, патриотической позиции
и началась русофобия уже в виде диссидентского движения, шестидесятников.
Да, я
помню тогдашние настроения интеллигенции, помню как изменилось их отношение.
Когда стало ясно, что за разговоры человек головой не поплатится, о власти
стали говорить как о том, чего вообще не существует, чего не должно
существовать, что власть есть чистое недоразумение. Причём, тут не было никаких
планов свержения власти, было чистое отрицание. Отрицание и государства, и народности.
- На
какой же базе коренилась русофобия в советский период? Уже не было дворянства,
не было ориентированных на Запад элит, и всё равно, нашлась какая-то платформа,
на которой это явление существовало.
Существовала
коммунистическая, в значительной части еврейская элита, очень малочисленная,
которая осуществляла диктаторскую власть над колоссальной страной. При этом
они, также как до них дворяне, опирались на представление о том, что эта страна
дикая, и только сами они знают секрет того, как изменить жизнь, чтобы она стала
счастливой. Разгул русофобии самый лютый начался в 1920-е годы. Он в разные
периоды то затихал, то вспыхивал с новой силой. Он в какой-то степени
продолжается и сейчас.
- Ближайший
к нам гигантский всплеск русофобии можно отнести к эпохе Ельцина, когда всё строилось на чистом
отрицании русских. А кто из элит персонально ответственен за то, что произошло
в России в начале 1990-х годов? Почему вообще возникла такая возможность
прихода к власти этой русофобской клики?
Но ведь
это было почти одно и то же поколение - то, которое выиграло Великую
Отечественную войну, и то, которое в 1991 году совершенно пассивно отнеслось к
краху этой власти. Я думаю, что очень сильно постарались в этом плане сами
власти. Вот смотрите, я помню как около 2000 года был заключён договор с
Украиной. Приезжали сюда украинские коммунисты, говорили о том, что мы,
собственно, один народ. В этом договоре было зафиксировано, что Россия не имеет
никаких территориальных притязаний к Украине. Тогда заместителем председателя
Госдумы, ответственным за связи со странами СНГ был Сергей Бабурин. Его
сняли, и на его место поставили женщину, коммунистку.
Так вот,
ко мне приходили женщины из Крыма, которые к ней приехали, и говорили: что же
вы делаете? Она им говорит: ну, мы же вас отдаём не во враждебное государство,
а тоже в славянское. То есть у них было представление, что с двумя миллионами
людей они могут сделать всё, что угодно. Такова номенклатурная советская точка
зрения, сложившаяся на протяжении послевоенных лет – о том, что людей можно не
спрашивать. Это было в основе их мышления: небольшой слой правил громадной
страной с той мыслью, что это дикие люди, которые сами не знают, что им нужно,
а мы, мол, им всё покажем.
- И
почему это выразилось в роспуске советского государства, ведь лучше управлять
большим, масштабным, нежели маленьким и расколовшимся?
Там были
противоречия между Горбачевым и Ельциным, а в основе лежало то, что эти люди
себя так вели в течение нескольких десятилетий, как чужаки, как завоеватели в
этой стране.
- Но
в 1991 году самые могущественные люди, которые управляли половиной мира,
собрались в коалицию – в ГКЧП. Почему, когда они решили предотвратить сдачу
страны Западу, их попытка потерпела неудачу?
Да, они
бы вполне могли найти большую народную поддержку, но они не могли обратиться к
народу напрямую – у них была номенклатурная психология. Когда ГайдарПроханова, но там вообще ничего не
было сказано о том, как можно поддержать, куда приходить. Апелляция к народу
была для них запретной и неестественной по самому их духу, по воспитанию. Я,
когда бывал в провинции, спрашивал людей, почему они не поддержали ГКЧП. Мне
отвечали, что они и не думали, что нужно кого-то поддерживать, думали, что сами
справятся.
призвал своих сторонников прийти к Белому дому, они тоже опубликовали воззвание
– то ли в «Правде», то ли в газете
- То
есть народ как бы не был соучастником своей истории?
У меня
такое впечатление, что не был. И до сих пор нет. Я это сам могу
засвидетельствовать. Я помню, как участвовал в одной передаче, где был телефон,
по которому можно было звонить и задавать вопросы. Очень был интересный диалог.
Телефон всё время звонил. А после меня выступал какой-то казачий есаул из
русских, живущих в Казахстане, и рассказывал, как их там притесняют... Я его
спросил потом, когда встретил – мне показалось, что ни разу телефон не звонил.
Он говорит - да, ни разу.
- А
так называемая «пятая колонна» Запада? Яковлев
- прораб перестройки, горбачевский помощник, Бурбулис, Шахрай -
это же всё руководители партийных школ, которые обслуживали тогдашнюю
позднесоветскую власть, Гайдар тот же - насколько их влияние было сильно?
Я думаю,
что влияние их было косвенным. Реальный результат их деятельности заключался в
том, что народ перестал чувствовать, что это государство – его.
- То
есть они провоцировали это отчуждение?
Да, они
это внушали.
- А
если брать постъельцинскую ситуацию, то сохранилось ли влияние «пятой колонны»
на путинскую власть? Ведь Путин в свое время вывел патриотическую тему из-под
запрета...
Видите
ли, эта патриотическая тема исполняется всё время в такой аранжировке, что она
мне очень напоминает патриотизм сталинского времени. Это патриотизм, но в очень
ограниченных формах. Сейчас, конечно, слова, которые произносятся – «Россия»,
«национальные интересы» - за них бы в 39 или в 51 расстреляли просто. Сейчас
всякий политик – патриот и клянётся, что он отстаивает национальные интересы.
Но вот чьи национальные интересы? – этот вопрос под запретом. И за этим
чрезвычайно строго смотрят. Я помню те времена, когда, например, появились
такие фильмы как «Александр Невский» - за несколько лет до этого всю компанию,
которая этот фильм делала, за это просто бы расстреляли. И вот то время, когда
патриотизм при Сталине был как бы разрешён, напоминает мне нынешнее время.
Раньше у
нас слово «патриотизм» употреблялось только в кавычках, сегодня его как бы
расковычили и все сегодня у нас стали патриоты без кавычек. Но вот только какие
патриоты? Ни в коем случае ведь нельзя формулировать, что это – русский
патриотизм.
Самый
простой пример: сейчас нельзя поставить вопрос о количестве русских в России и
количестве приезжих, потому что национальность вычеркнута из паспорта,
национальность лишена статуса юридического понятия.
- Тем
не менее, например, создан фонд «Русский мир».
Да,
русские всё время участвуют... Есть русское радио и так далее. Получается, что
одну сторону как бы ласкают, а с другой стороны демонстрируются примеры
каких-то непонятных скинхедов.
- А
такое понятие как еврейская элита - в нынешней России, в нынешней ситуации оно
еще актуально, еще присутствует?
Думаю,
что оно во всём мире актуально: власть во всём мире принадлежит
немногочисленной финансовой элите, а она в основном еврейская.
- Финансовая
элита тождественна элите политической по влиянию?
Она
определяет ее. Я думаю, что американцам, например, разрешается поиграть в то,
что они выберут того или иного президента. У нас народ может этого не понять и
увериться, что он действительно может что-то решать. А американцы - очень
дрессированный народ, дисциплинированный - и им можно разрешить. Эти президенты
должны мало отличаться друг от друга в принципе. А какой выбор предоставить –
это решается финансовыми элитами, которые в основном еврейские.
- А
можно сказать, что еврейская финансовая элита тождественна такой формуле, как
мировое правительство?
Это
термин, который часто употребляется, но я совершенно не представляю, в какой
мере он имеет реальность. Есть известное ещё со времён Первой Мировой войны
утверждение, что в мире существует человек двадцать, которые все друг с другом
знакомы и определяют судьбу мира. И, мол, нечего кривляться, пора признать этот
факт. В какой мере это соответствует действительности, мне совершенно неясно. Я
думаю, что это, скорее всего, нечто переменное. Есть люди более влиятельные,
есть менее, есть такие, с которыми советуются по всем вопросам, с некоторыми -
только по определённым вопросам, их касающимся. А вот чтобы было такое
правительство, про которое можно точно сказать, что такой-то человек, например,
Римский Папа или Горбачёв, входит в него, а другой не входит, -
то это, мне кажется, менее вероятно. Хотя и это не исключено.
- Но
существуют же такие наднациональные органы, как Бендельбергский клуб,
Трехсторонняя комиссия, которые объединяют самых могущественных людей, которые
принимают решения по основным общемировым проблемам. Ведь концепция глобализации
вызревала в недрах этих организаций, и сегодня США - это наиболее
могущественный инструмент по реализации этих идей.
Концепция
глобализации - да. У меня складывается такое впечатление, что она навязывается
человечеству с целью превращения его в некую аморфную массу, которой легко
управлять.
- И
явно такие решения принимает не американский президент, который меняется раз в
четыре года или в восемь лет.
Нет,
конечно!
- А
кто в России принимает решения сейчас?
Я думаю,
что Россия сейчас в основном подчинена международной финансовой элите.
- То
есть существуют какие-то международные представители финансовой элиты в России,
через которых транслируются решения этой элиты и которые уже передаются нашему
политическому руководству?
Да, я
думаю, что они сообщаются. Но кто это конкретно - трудно сказать, потому что
когда-то такой человек, как Яковлев - он был очень виден. Сейчас такого
эквивалента ему нет, положение какое-то более размытое.
- А
в России сейчас осталась еврейская элита?
Я думаю,
что, безусловно, осталась.
- А
кто это? Явно, что это не Путин и не Медведев.
Ну,
Медведев - не знаю, а вот если посмотреть список самых богатых людей России, то
там превалируют еврейские фамилии. И превалируют их капиталы в экономике.
- Но
их же равноудалили. Путин пришел и олигархов отстранил от власти. Гусинского выгнали, Березовский удрал, Ходорковского посадили. То есть это
были столпы, которые при Ельцине, по сути, управляли государством напрямую.
Сейчас же их разогнали...
Ну,
какие-то интересы здесь столкнулись, но не всех же разогнали? Абрамович
остался. Я не думаю, что они разогнаны или недоразогнаны, я думаю, что они на
коне до сих пор.
- То
есть они себя уверенно чувствуют, оставшиеся.
Они
чувствуют себя хозяевами. Ведь было же когда-то письмо еврейских банкиров.
Может, конечно, немножко сейчас изменилось всё, и такого письма в открытую не
будет опубликовано, но по всему можно судить, по советникам и так далее, что
власть, конечно, в руках мировых финансов.
- Таким
образом, через советников группа самых богатых людей, связанная с мировой
финансовой системой, продолжает влиять на политическую власть и на принятие
решений в стране.
Да.
- А
как на этом сказываются испортившиеся было после событий в Южной Осетии
отношения между Россией и Америкой?
Это
вопрос сложный. Может быть, отношения далеко не так и испорчены. Может быть,
мировая элита и решила, что можно разрешить им ругаться, ничего страшного...
- Возможно
ли возвращение такого периода, когда закончится либеральный разгул, и в связи с
общей мобилизацией государства произойдёт возвращение политических репрессий,
когда будут русофобов, откровенных противников нынешней власти, нынешнего
патриотического курса просто сажать?
Сначала
нужно сделать предположение, что нынешний курс действительно патриотический.
- Например,
в свое время Медведев стоял перед выбором: он мог не вступиться за Южную Осетию
и проявить лояльность, но он вступился, ввел 58-ю армию. Это
ультрапатриотический шаг.
Да,
конечно, я ожидал каких-то разговоров, что, мол, главное, чтобы кровь не
проливалась и так далее, что раз они заняли половину Цхинвали, то давайте
поделим пополам...
- Да,
многие этого ожидали. «Пятая колонна» считала Медведева своим, считала, что он
сейчас придет, отпустит Ходорковского, вернет Касьянова в правительство и так далее. Но этого не произошло,
наоборот, он ввел 58-ю армию, освободил Южную Осетию, разгромил базу на
территории Грузии и признал Южную Осетию и Абхазию. Но большей катастрофы
русофобская либеральная элита не могла себе представить. Медведев -
ультрапатриот!
Большей
катастрофой было бы признание того, что Россия - есть государство русское. Вот
когда во главе России будет стоять человек, который такую фразу скажет, что
Россия создана русскими, их невероятными жертвами - во время войны и в
экономическом смысле, тогда можно сказать, что произошел такой поворот.
- Но
даже тогда это должно быть не государство русских, а империя русских, потому
что если мы сузим масштабы России до государства-нации, до региональной державы
русских, мы тогда оттолкнем от себя страны СНГ, которые отошли от нас в момент
падения Советского Союза.
Тут,
конечно, выбор есть - держаться ли за империю или за то, что Россия -
мононациональное государство. В России ведь сейчас русского населения всё ещё
пропорционально больше, чем титульного населения в любой европейской стране,
считающейся моноэтнической. И в империи русских всегда было около 50%
населения.
- А
какие сейчас стоят перед Россией реальные опасности и угрозы, на которые нужно
в первую очередь обратить внимание и предпринять срочные меры для их устранения?
Мне
кажется, главным фактором является падения численности населения. Это признают
и Путин, и Медведев и кто угодно, включая их противников. Мне кажется, что это
общее свойство европеоидов - либо европейцев, либо выходцев из европейских
стран. Это и в Америке видно, и в Австралии. Этот фактор влечет за собой второе
явление - это въезд громадного числа людей других национальностей, на Западе
это видно. Это такое же положение, как было в Римской империи: численность
итальянцев сокращается, а их земли занимают те, кого они считали варварами.
Сейчас положение похоже на какой-нибудь V или VI век. И мне кажется, есть
определенная генетическая тенденция у русских. Произойдёт, по-видимому, сильное
смешение наций. Вопрос заключается в том, сохранятся ли в результате эти
русские тенденции.
- А
что касается конкретно руководства: Путина, Медведева - что, по вашему, им
сегодня необходимо предпринять для сохранения страны?
Мне
кажется, что люди, которые получили такую большую власть, знают, с какими
реалиями они сталкиваются и как себя нужно вести. Будущее зависит от того, как
эти реалии будут меняться. Я надеюсь, что они будут меняться в ту сторону, что
давление западного проекта будет ослабевать. Просто потому, что сил уже не
будет хватать.
- То
есть, соответственно, если западный проект будет ослабевать, то позиции России
в мире будут усиливаться?
Я думаю,
что да. И роль русского элемента в правлении Россией должна усиливаться. Та ли
власть в России останется, или она будет как-то индивидуально меняться, это,
мне кажется, совершенно второстепенный вопрос, я-то это уже не увижу, и меня
это не так уж волнует. Важно, что при ослаблении западного давления власть,
какая бы она ни была, должна искать какую-то опору внутри...
- Опереться
на русских?.. А что для этого нужно сейчас сделать?
Первый
шаг заключается в том, чтобы признать существование русских как национальности,
например, публиковать статистику...
- То
есть вернуть в паспорте графу «национальность»?
Да.
- Но
в советский период русскими себя записывали и якуты, и татары, и башкиры. Если
человек живёт в России и называет себя русским, этого достаточно?
Большинство
таких категорий органического характера не поддаются идентификации. Я помню, как
я еще в давнишние времена разговаривал с одним очень либерально настроенным
молодым человеком. Он мне говорил: «Да нет никакого русского народа, если он
есть, то дайте ему определение». Я ему ответил: «Я могу сказать, что и вас нет,
потому что если вы есть, то "русский" это - ваше определение». А
самому «русскому» определение дать нельзя. Мне кажется, что положительным
фактором в жизни является уже то, что есть хотя бы интерес к тому, что
существует в истории такое странное явление, называемое национальностью.
Беседовал Валерий Строев
http://evrazia.org/print.php?id=1496
|