Михаил Петров
Общественная мысль накануне
конференции активизировалась, что свидетельствует о громадном творческом
потенциале, которым обладают российские соотечественники в Эстонии. Однако
печально, когда под видом полезных предложений русской общине подбрасывают
симптомы, которые МКБ-10 квалифицирует
по V классу, как устойчивые,
культурно неадекватные, бредовые идеи, грандиозные по содержанию, но на
практике нереализуемые. Короче, как шизофрению.
В этой связи хочу предложить
читателю несколько принципиальных вопросов, честные ответы на которые помогут
общине не впрягаться в реализацию бредовых идей и тесно связанных с ними
провокаций.
Во-первых, ответим на вопрос о том, чего мы добиваемся в конечном
итоге: максимально возможного равенства с титульной нацией или культурно-языкового
гетто?
Равенство предполагает сохранение
и поддержание этнического воспроизводства русской общины в целом, пропорциональное
парламентское представительство, справедливое распределение бюджета и много
чего еще, разумеется, при условии неизбежных потерь, обусловленных
компромиссами, на которые придется пойти, договариваясь с эстонской общиной и государством.
Гетто предполагает поддержку
режима институциональной сегрегации и добровольную маргинализацию общины со
всеми вытекающими из этого последствиями: сокращением этнического
воспроизводства, снижением образовательного уровня общины, демографическими
потерями (депопуляцией), абсолютной зависимостью от политического режима,
отсутствием политических и экономических перспектив в будущем.
Во-вторых, ответим на вопрос о самоидентификации: кто мы, где у нас
родина и где отечество?
Родина и отечество не обязательно
совпадают в территориальных пределах и даже во времени. У родины и отечества разный
статус и разные потребности: если родина нуждается только в любви и преданности,
то с отечеством мы заключаем завет (договор) и приносим ему клятву лояльности. С
родиной пусть каждый разбирается сам, а вот с отечеством в общественном
сознании есть проблемы.
Распространено мнение, что
принесенная русскими людьми присяга Эстонской Республике по формуле «ходатайствуя о получении гражданства
Эстонии, клянусь быть верным конституционному строю Эстонии» не имеет
никакой силы и не влечет за собой никаких юридических обязательств. Точно такое
же отношение и к воинской присяге, которую приносят русские новобранцы в эстонской
армии. К сожалению, политика России в отношении расширительного толкования
понятия «соотечественник за рубежом» эту иллюзию поддерживает.
Заключая договор с новым
отечеством, неофиты должны отдавать себе отчет в том, что, распрощавшись с
отечеством, от которого они добровольно отказались, они принимают на себя
конкретные юридические обязательства и одновременно предоставляют свое
имущество, здоровье и жизнь в распоряжение нового отечества. Иными словами
объединяют собственную судьбу с судьбой нового отечества. В обмен они получают в
Эстонии все права, вытекающие из права гражданства за исключением нескольких принципиальных
изъятий.
С этого момента вся юридическая,
экономическая, историческая и нравственная ответственность за натурализованных
в эстонском гражданстве русских лежит на Эстонской Республике. Коллизия
возникает из того, что Российская Федерация, исходя из высших гуманитарных интересов,
не желает отпустить эстонских неофитов и продолжает навязывать им свое
покровительство в гуманитарной сфере. При этом обещая свое покровительство
бывшим соотечественникам, реально Россия может защитить только права своих
граждан.
Суть коллизии в том, что при
отсутствии массового нарушения прав российских граждан, постоянно проживающих в
Эстонии, Россия пытается защищать права лиц, натурализованных в гражданстве
Эстонии, которые по ее мнению нарушаются в массовом порядке. Подобная
протекционистская политика и практика чрезвычайно выгодны эстонскому
государству, потому что способны завести в тупик любые наметившееся улучшения
отношений с Россией под предлогом вмешательства во внутренние дела Эстонии.
В-третьих, ответим на вопрос о том, в чем смысл безгражданства и на
ком лежит ответственность за лиц, со своим гражданством не определившихся?
Возникновение института
безгражданства связано с переходным периодом. В то время были распространены
надежды на то, что молодое эстонское государство вскоре одумается и предложит
всем, не определившимся с гражданством, так называемый нулевой (стартовый)
вариант гражданства.
За два десятилетия институт
безгражданства окреп и ныне уже не воспринимается, как нечто из ряда вон
выходящее. Люди достаточно комфортно устроились внутри нелепого ярлыка «aliens».
Избранный ими статус в целом ряде случаев свидетельствует о недоверии и обидах
на оба отечества сразу. При этом, забыв о договоренностях, достигнутых еще в
1990 году, Россия безвозвратно упустила свой шанс говорить от имени неграждан
из Эстонии и Латвии.
Без всякого сомнения, вся полнота
юридической, политической, экономической и исторической ответственности за лиц
без гражданства и их потомков лежит исключительно на Эстонской Республике,
разумеется, за исключением тех обстоятельств, которые вытекают из факта
эстонского гражданства. Не следует забывать, что законодательно лица без
гражданства привязаны к Эстонии гораздо прочнее, чем даже сами эстонские
граждане, поскольку «aliens» обязаны проживать на территории Эстонской Республики,
и не могут покидать ее на срок более полугода под угрозой лишения вида на
жительство. У граждан Эстонской Республики такой обязанности нет.
В-четвертых, давайте ответим на вопрос: что мы понимаем под русской
общиной Эстонии и есть ли таковая в натуре?
Я отвечаю на этот вопрос
положительно – русская община есть, но она образовалась внезапно, без ясных
политических целей и экономической базы. И это именно община, а не диаспора,
прираставшая с бору по сосенке. Иное дело, что община давно уже находится в
полуобморочном состоянии и неспособна даже самостоятельно подать сигнал
бедствия. Шизофренические идеи и навязанные общине бесконечные соотечественные
раздоры только мешают ей придти в сознание. Сила общины в чувстве соборности и
если пробудить это чувство, то пену и накипь сметет могучим ураганом.
Иное дело, что община сегодня не
является гомогенной структурой и представляет собой слоеный пирог из нескольких
едва связанных между собой страт – правопреемной, натурализационной, российской
и безгражданственной. Разница в правах, интересах и целях каждой из страт столь
велика, что не принимать во внимание это обстоятельство будет большой ошибкой.
Наиболее прочным связующим элементом общины является русский язык и основанная
на нем культура, в том числе, ее православная составляющая.
В-пятых, попробуем ответить на вопрос, каким образом можно изменить
политику государства в отношении русских.
Насильно мил не будешь,
следовательно, любые формы давления на эстонцев, с целью изменить их отношение
не к русским вообще, а именно к местным (домашним) русским будут приняты в
штыки. По этой причине, от кого бы не исходило такое давление от Евросоюза, России
или ООН, результат будет однозначно во вред русской общине. Это означает, что в
деле улучшения отношений между двумя общинами третья сторона всегда будет
лишней, хотя в некоторых социальных коллизиях, обусловленных национальными
отношениями, обращение к третейскому суду отнюдь не было бы бесполезным.
С моей точки зрения, уповать на
то, что кто-то, например ООН или НАТО будут за нас впрягаться, как впрягаются
сегодня за Тунис, Сирию или Ливию это чистой воды безумие. Нефти у нас нет и
демократия таким образом нам не нужна. Пока мы сами не найдем с эстонцами
общего языка или пока нас к этому не принудит большая и общая беда (объективные
обстоятельства) интерес к нашим проблемам со стороны различных международных
организаций всегда будет оставаться исключительно на академическом уровне.
После отмены рабства в США борьба
афроамериканцев за равные права заняла более столетия. Освобожденные от рабства
и апартеида они поют, пляшут, осваивают спорт и криминал, потому что равные
права без равных возможностей – это полная херня, простите за непарламентское
выражение. Если кто-то думает, что русские в Эстонии добьются равных прав и
равных возможностей быстрее афроамериканцев в США, то он тешит себя иллюзией.
Как бы там ни было, но не следует
ни на минуту оставлять попытки наладить отношения с эстонской общиной или
прекратить в ней поиск друзей. Следует использовать любые возможности, а
особенно на бытовом уровне. Не ассимилироваться, а сблизиться настолько, чтобы
слегка придушить в дружеских или любовных объятьях. Считается, что недостаток
кислорода в мозгу придает сексу дополнительный восторг. (Здесь в целях
понижения пафоса уместно оставить маленький смайлик.) Помните, как это у Бориса
Гребенщикова:
Старый гуру сказал, что прекрасны любые союзы,
А особенно те, для которых ложатся в постель.
В-шестых, мы должны понять, что первично: политическая партия, как
объединяющий общину фактор, или община, которая должна выдвинуть
харизматического лидера и создать под него политический инструмент в виде
этнической партии?
Главное, мы должны определиться с
тем, чего мы хотим от политического представительства: конкретного результата
или перманентной борьбы за него. Если мы желаем получить результат, то должны
согласиться на прививку здорового цинизма и на некоторую неразборчивость в
средствах, а еще побороть брезгливость.
Если же нас интересует
перманентная борьба за результат, то давайте продолжим культивировать «идеалы»,
бороться за чистоту рядов и помыслов, вести бесконечные дискуссии на тему «кто
виноват и что делать».
В-седьмых, попробуем ответить на вопрос, какое наследство мы хотим оставить
своим детям и внукам?
Как это ни печально, но решение о
содержании политического наследства за детей и внуков должны принять мы и
сегодня. Помните, однажды кто-то решил за нас, каким будет наше «светлое
будущее», каким оно было на практике и к каким последствиям оно нас привело? Наше
политическое наследство это либо груз прошлого и наши нерешенные проблемы, либо
собственная судьба потомков, которую они выберут сами. Другого выбора нет.
* * *
Вероятно, есть и другие не менее
принципиальные вопросы, требующие честных ответов. Рано или поздно придется
решить, чего же мы в действительности хотим: бороться за то, чтобы дело делалось или сделать дело и получить конкретный результат?
|