Членам Координационного совета российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации, советнику посольства РФ
Попову В.А., председателю СОРСЭ Сергееву С.Г., всем, кого это касается
Таллинн, 10 февраля 2012 года.
Уважаемые дамы и господа! Искренне надеюсь, что в большинстве своем вы люди
разумные, порядочные и не заинтересованные в эскалации напряженности между
КСРСЭ и движением российских соотечественников, между движением и эстонским
государством.
В том, что такая напряженность существует, меня убеждают ярлык «пятой колонны»,
навешенный на движение эстонской прессой, постоянно возникающая угроза раскола
движения соотечественников, избыточные функции, присвоенные Координационному
совету и сложившаяся вокруг него информационная блокада, обостренная личная
конкуренция внутри совета, а также и другие сопутствующие обстоятельства.
Российский закон описывает принцип образования координационных советов, но в
нем нет ни слова о функциях этого загадочного органа. Отсюда постоянные попытки
оправдать существование советов, нагрузив их избыточными, в том числе
политическими функциями.
Так, например, самозваный русский омбудсмен видит в Координационном совете
теневое правительство Эстонии, видный юрист требует для совета статуса
юридического лица, а сам совет озабочен созданием комиссии по этике, и т.п.
В реальности совет «координирует», а фактически руководит только созывом
ежегодных отчетно-выборных конференций. Таким образом Координационный совет
нарушает права и дублирует обязанности Совета организаций российских
соотечественников Эстонии. Вместе с тем совет пытается «координировать»
навязанную движению российских соотечественников так называемую правозащитную
деятельность.
При этом «координация» основана на том, что размер проблемы определяется исходя
из ложного посыла: российскими соотечественниками являются все, кто имеет право
на получение этого статуса. Между тем закон ставит право на получение статуса
российского соотечественника в зависимость от волеизъявления субъекта: нет
личного волеизъявления, нет статуса.
Можно быть прирожденным
балалаечником, самозабвенно играть в оркестре русских народных инструментов,
который входит в СОРСЭ, но при этом не считать себя российским
соотечественником. По этой причине любые списки членов общественных
организаций, позиционирующих себя в качестве соотечественных, будут искажать
действительность (отчетность) и влиять на принятие адекватных решений.
Третье обстоятельство, свидетельствующее о напряженности отношений, – это
информационная блокада. На ленту новостей крупных информационных агентств внутри
Эстонии новости «от Координационного совета» не попадают вообще, а новости «про
Координационный совет» только в том случае, когда в них содержится скандальная
информация, наносящая ущерб движению российских соотечественников.
Официальный сайт КСРСЭ «Русская Эстония» практически не содержит информации о
новостях движения соотечественников, о событиях на местах, он крайне
нерасторопен даже в освещении собственных мероприятий, его не цитируют другие
издания внутри Эстонии и за рубежом. В неумелых руках это фактически
бесполезная игрушка, к тому же, не пользующаяся общественным влиянием. Весьма болезненный вопрос – это формирование и проведение ежегодной конференции
соотечественников. Невозможно и впредь использовать конференцию в качестве
инструмента, бездумно штампующего «отчеты» и удовлетворяющего амбиции на
лидерство. Отчетно-выборный характер конференции низводит коллективный разум
соотечественников до уровня тупых акционеров, которых год за годом принуждают
вкладывать силы и средства в заведомо убыточное предприятие без какой-либо
надежды на прибыль.
Отчетно-выборная часть конференции должна быть сведена к приемлемому минимуму.
Давно пора прекратить практику зачитывания отчетов с трибуны конференции.
Современные информационные технологии позволяют распространять такие документы
заблаговременно, освобождая время конференции для вопросов и уточнений. Такой
информационный подход придал бы некую осмысленность выборам любого уровня.
Возможно, следует поставить вопрос о проведении двух конференций в году –
краткой, но массовой отчетно-выборной конференции СОРСЭ весной, организованной
по территориальному принципу, и осенью – тематической научно-практической
конференции российских соотечественников. Такой подход позволит не смешивать
административные вопросы органов движения с теоретическими проблемами и
научно-практическими аспектами движения в целом, в коллективном обсуждении
которых есть несомненная потребность.
Пусть СОРСЭ само решает, какие вопросы следует вынести на конференцию, как
формировать состав участников – по территориальному принципу или по степени
компетентности и заинтересованности в объявленной теме, каких докладчиков
следует привлечь, когда и в какие сроки проводить конференции.
Формально движение соотечественников существует в Эстонии более десяти лет, а
фактически оно до сих пор не имеет программного документа, определяющего
положение внутри страны. До сих пор не определены цели движения, нет стратегии
развития. По сути, нет ничего, кроме «Положения о координационном совете».
Я нахожу более чем странной такую
ситуацию, при которой есть или как будто есть массовое движение и
координирующий его орган, но нет направления движения и не определены его цели.
Или же речь идет поощрении броуновского (хаотичного) движения частиц, которое совершается
исключительно ради самого движения?
Выход из создавшегося положения я вижу в том, чтобы Координационный совет как
можно быстрее был деполитизирован и трансформирован в экспертный орган при
посольстве Российской Федерации. Трансформация в экспертный совет освободит его членов от корпоративной
ответственности и круговой поруки, позволит экспертам свободно высказывать
личное мнение в прессе, не опасаясь обвинений в разглашении конфиденциальной
информации. Сегодня члены совета, могут общаться с внешним миром лишь в форме
коллективных заявлений, что само по себе уже странно для координирующего органа. Действующий состав совета в буквальном смысле этого слова заражен паранойей.
Невозможно себе представить, чтобы орган, координирующий деятельность «пятой
колонны» в государстве, был бы оставлен без оперативного внимания спецслужб.
Внимание государства – это есть непременное условие игры. Нет сомнений в том,
что внутри совета есть общественные деятели по тем или иным причинам
сотрудничающие с эстонскими спецслужбами. Однако сам факт оперативного
прикрытия еще никому не дает право разбрасываться оскорбительными ярлыками и
унижать коллег подозрениями.
Из сложившейся ситуации есть простой выход: либо вы принимаете условия игры «в координацию действий пятой колонны» и постепенно превращаетесь в
законченного параноика, либо выходите из игры добровольно. Возможно,
становитесь независимым экспертом, если, конечно, обладаете необходимым
образованием, профессиональным и жизненным опытом.
Интерес российского посольства я нахожу в том, что при формировании совета оно
будет исходить не из результатов некомпетентного голосования конференций
различных уровней, фиксирующих результаты конкурентной борьбы за место в
совете, но исходя исключительно из опыта и деловых качеств экспертов.
Посольство вольно учесть мнение эксперта или игнорировать его, но не вымогать у
эксперта устраивающую его формулировку, т.е. руководить им. Фокус в том, что
эксперт дает оценку соразмерную своей компетенции, а не становится в позу
обиженного и не выдвигает личные требования к посольству, обусловленные
собственным пониманием координации. Посольство будет само решать, с кем из экспертов оно желает работать, а с кем
нет, когда открывать и когда закрывать экспертные направления, сообразуясь с
объективными потребностями текущих процессов, а не с формализованным
«положением о совете», предусматривающим различные бюрократические процедуры.
Так и только так совет экспертов приобретет необходимую гибкость и авторитет, т.е.
общественную значимость и влияние. Я бы не хотел, чтобы мои соображения воспринимались как попытка давления на
нынешний состав Координационного совета, тем более, что я уже не раз показывал
на практике, насколько уязвим совет в его нынешнем статусе координирующего
органа и как он зависит от порядочности своих членов. Раз за разом, от
совещания к совещанию мы видим, как посольство направляет деятельность совета и
руководит координацией, как члены совета ревнуют
друг к другу внимание посольства, как изо всех сил проталкивают финансирование
собственных коммерческих проектов, или лоббируют чужие.
Будучи сторонником свободной и открытой общественной дискуссии, в которой могут
быть высказаны различные точки зрения, но обязательно возобладает, если не
истина, то хотя бы коллективный разум, я прошу совет уделить внимание моим
предложениям. Прошу совет на своем очередном заседании в марте этого года
рассмотреть мои предложения и позволить мне лично принять участие в обсуждении
в качестве заинтересованной стороны – российского соотечественника. Заверяю вас, что ни сейчас, ни в будущем на членство в совете не претендую. С
искренней надеждой на понимание,
Михаил Петров, российский соотечественник,
литератор
http://ruspol.net/?p=5207&eID=9115 .
|