Свершилось! Русские школы узаконены! Чиновник
Министерства образования и науки Эстонской Республики Ирене Кяосаар, заявила
после визита в нарвские школы, что "школы сейчас действовали абсолютно по
закону”, имея ввиду предложения попечительских советов данных школ утвердить
русский язык обучения.
К сожалению, снова речь с чиновником зашла
о каких-то "исключениях” и "освобождении от перехода”. Вместо того, чтобы
в сотый раз безрезультатно пытаться найти слово "исключение” или
"(не)освобождение” в Законе об основной школе и гимназии (ЗОШГ), хочу
поделиться с вами ценным приобретением, которое получил на прошедшей неделе -
доказательством политизированности вопросов, касающихся межнациональных
отношений.
На прошедшей неделе представители Совета
объединения "Русская Школа Эстонии” встретились с советниками комиссара ОБСЕ по
национальным меньшинствам. Русский омбудсмен Сергей Николаевич Середенко помог,
в частности, предоставив, на мой взгляд, элегантное и простое доказательство
политизированности.
Часто приходится слышать, как представители
различных сторон обвиняют друг друга в политизированности. Теперь с
доказательством русского омбудсмена становится ясно, что есть
политизированность на самом деле, и многое, о чём говорят чиновники
министерства образования, политики, представляется в другом свете.
Коротко я бы определил политизированность, как
"решение каких-либо вопросов основанное исключительно на политической воле
"принимающего” решение и отсутствие каких-либо законных методов контроля её
(воли) применения”.
После этого определения, обвинения в
политизированности начинают звучать по другому. Возникает вопрос зачем вообще
заниматься перетягиванием каната на столь зыбкой почве. Появляется возможность
начать определять меры, чтобы отойти от политизированности в Законах, то есть,
чтобы действительно стало возможным им руководствоваться и строить гражданское
общество в нашей стране.
Ниже привожу Лемму Середенко:
Тезис: Вопросы межнациональных
отношений в Эстонии политизированы.
Доказательство:
1. Возьмем ЗОШГ. У попечительского совета есть
законное право делать предложение о языке обучения в горуправу, а у горуправы,
в случае с гимназией, есть право ходатайствовать к правительству.
На основании чего может правительство или
горуправа запретить? Ничего. Это незаконно, то есть не регулируется законом, а
значит такое решение политическое.
2. Теперь возьмём Закон о культурной автономии
национальных меньшинств. Заявку на начало формирования списков
национального меньшинства принимает Министерство культуры.
На основании чего Министерство культуры может
запретить начало формирования культурной автономии? Ничего. Это незаконно, то
есть не регулируется законом, а значит такое решение политическое.
3. Закон о строительстве содержит 12 пунктов (см.
§ 24) дающих основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Решения
аргументированы законом. Также в целом Законы регулирующие предпринимательство
дают аргументы - законы регулирующие межнациональные отношения аргументов не
дают, то есть решения на их основе политизированные.
Вывод: Вопросы касающиеся
национальных меньшинств в Эстонии политизированы. ч.т.д.
Любому чиновнику, которому попадает на стол
документ касающийся, например, утверждения языка обучения или ходатайство о
начале построения культурной автономии, предстоит борьба мотивов. С одной
стороны надо исполнять свои обязанности, как минимум выносить решение, не
затягивая вопрос, но с другой стороны закон не даёт критериев, на основании
которых принимать решение. Тут и появляются слова "исключение”,
"(не)освобождение от перехода” и т.п. Решения по обращениям попечительских
советов в ряде местных самоуправлений необоснованно затягиваются и до сих пор
не направлены в Правительство. За этим нет ничего, кроме вакуума беззакония.
Его следует заполнить, чтобы освободить всех эстоноземельцев, включая членов
Правительства, от появления новых монстров лицемерия и казуистики -
необоснованных причин отказа.
П.С. Русские / русский язык
прописаны в Законах. ЗОШГ содержит отдельное указание на школы с русским языком
обучения, а Закон о культурной автономии национальных меньшинств указывает,
наряду с евреями, немцами и шведами, русских, как правообладателей на создание
культурной автономии в Эстонской Республике.
Андрей Лобов, член правления
Совета объединения "Русская школа Эстонии"
|