Недавний скандал,
связанный с учебником Вдовина и Барсенкова «История России», был
подхвачен и за рубежом, где особо заметили интересную, важную и болезненную
главу советской истории, связанную с Еврейским Антифашистским Комитетом,
планами создания Крымской еврейской республики и с высылкой крымских татар.
Сороковые годы
двадцатого века увидели внезапный рост еврейского влияния в России и его не
менее внезапное падение. Созданный в 1941 году ЕАК сыграл полезную роль во
время войны, проводя советские интересы в Америке и наводя мосты между
советским руководством и влиятельной американской еврейской общиной. Однако
после войны ЕАК попытался играть роль проводника американских еврейских
интересов в СССР, роль «еврейского лобби».
Недавно
опубликованные материалы показывают, что 15 февраля 1944 года руководство ЕАК уже
требовало создать в Крыму «еврейскую советскую социалистическую
республику», то есть такую же по статусу союзную республику, как Украина
и Россия. Эти требования, видимо, учитывались при депортации крымских татар,
произведенной в мае 1944 года. Об этом – интересная и остроумная статья
Евгения Лобкова.
Евреи
пишут письмо Сталину
Евгений Лобков, lobkov60@mail.ru
Трое евреев,
руководители ЕАК - Михоэлс, Фефер и Эпштейн - написали письмо. Послали его
Сталину, а спустя неделю еще и Молотову. Жанр – не то прошение, не то
требование. Просили превратить Крым в Еврейскую Советскую Социалистическую
Республику, то есть приравнять в правах с Украиной и Россией. Это был апогей
самомнения лидеров ЕАКа, которые стали считать себя не только представителями
советского еврейства за рубежом, но и эмиссарами американской еврейской общины
в СССР.
Отношения
советской власти с еврейством знали свои подъемы и спуски. Надир был достигнут
в 1940. В предвоенные годы советское руководство старалось сберечь непрочную
дружбу с сильным и агрессивным соседом, а мировое еврейство заняло активную
антигерманскую позицию и подталкивало к войне. Поэтому многие настроенные
антигермански евреи были отстранены от своих постов, некоторые были арестованы.
С нападением
Гитлера на Россию все переменилось. Возникла идея стратегического союза с
еврейством. Раз американские евреи подтолкнули Вудро Вилсона к вступлению в
первую мировую войну на стороне Англии в обмен за декларацию Бальфура, сейчас,
в 1941 году, решило советское руководство, надо договориться с евреями, чтобы
те обеспечили поддержку Соединенных Штатов - России.
Сперва были
вытащены из тюрем двое ведущих польских бундовцев (Бунд – еврейские
социалисты-националисты) Виктор Альтер и Хенрик Эрлих. Они предложили создать
Еврейский Антифашистский Комитет, в который вошли бы представители евреев всех
стран, оккупированных Германией. Советское руководство догадалось, что такая
организация может оказаться слишком сильной, слишком независимой от Москвы, а
значит – бесполезной. Альтер и Эрлих были возвращены в тюрьму и со
временем расстреляны.
ЕАК возник
позднее, в 1942, и он представлял только советских евреев. Задача осталась той
же – мобилизовать американских евреев на поддержку Советского Союза в его
войне с Гитлером. В народной памяти осталась триумфальная поездка Михоэлса и
Фефера в США в 1943 г.
Почему были
избраны именно они? Может быть, Михоэлс и Фефер пользовались всенародной
известностью среди американских евреев? Вряд ли. Госет в Америке не
гастролировал, фильмов-спектаклей не было, американцы могли оценить дарование
Михоэлса только по эпизоду в антиамериканском фильме "Цирк”. Поэт
Ицик Фефер - мастер одной темы - счастье еврейского народа при самой правильной
в мире советской власти. Сколько у него было (по)читателей в Штатах -
затрудняюсь сказать. Командировали не красавца-романтика Маркиша, не автора
превосходных детских стихов Квитко, но агит-поэта. Почему отправили Михоэлса и
Фефера? Ведь имеются Эпштейн, Ватенберги, Тальми, которые знают Америку, знают
не только идиш, но и английский. Потому и не подходят, что американские
коммунисты. Нужны были преданные, но с коммунизмом не ассоциирующиеся советские
евреи.
Поездка долго и
тщательно готовилась, арендованы залы, предупреждена пресса, установлена
договорённость с видными деятелями о встрече. Однако, летели шесть недель,
американцы не установили визиту высокую важность. Нельзя сказать, что
американцы сроду не видали советских евреев - там были дипломаты (до полпреда
включительно), торговые представители, корреспонденты и др. Но они представляли
государство. А тут - еврейские "народные дипломаты”, и говорят на
идише.
Тем не менее - их
принимают не как "представителей”, а как настоящих политиков.
Советские руководители, в отличие от американских, соображениями
Михоэлса-Фефера в общеполитических вопросах никогда не интересовались. В
Америке оба сделали неожиданное для себя открытие: оказалось, что они крупные
политические фигуры, мнение которых по самому широкому кругу вопросов стремятся
узнать американские государственные деятели и лидеры международных еврейских
организаций. Чья заслуга в феноменальном успехе поездки? Михоэлса и Фефера или
людей, чьи фамилии в титрах не упомянуты?
Заслуга, скорее,
концепции. Каждый день сначала «белая», а потом и
гитлеровская пропаганда твердила, что «жиды правят Совдепией».
Пропаганда имела успех. Столкнувшись с Михоэлсом и Фефером, американцы
подумали, что вот перед ними те самые мудрецы Сиона, о которых они слыхали, те
самые жиды, которые правят Совдепией за спиной зиц-председателя Сталина.
Американские евреи могли справедливо подумать, что если это и не так, то еще
может реализоваться.
В результате
поездки - восстановлены прямые контакты американских и советских еврейских
организаций, прерванные в период "большой чистки”. ЕАК, в отличие
от Озетов и Евсекций - организация некоммунистическая, которую возглавляют
популярные в народе лидеры, имеющие прямой выход к высшему руководству страны.
Открылся независимый канал финансирования, без предъявления условий. Но -
американские евреи дают деньги не Сталину и Молотову (или Уманскому и
Литвинову), а советским евреям. Значение ЕАК резко возросло. Немалая часть
советской элиты (не только еврейской) надеется на усиление американского
влияния. Вожди ЕАКа решили, что они - не просто политические деятели, но -
политические мыслители государственного масштаба.
Несколько лет
назад Николай Анисин в своей интересной книге «Звонок
от Сталина» подробно описал один из возможных вариантов интриги,
которую вели, по его мнению, Лозовский и жена Молотова, Полина Жемчужина. Но в
реальной жизни именно Михоэлс и Фефер испытали головокружение от успехов
американской поездки. Превосходные результаты поездки были оценены.
Финансирование, квартиры, дачи, командировки, пресса и пр. Но они хотели
большего. Попросили Крым. Но не в смысле дачи, а в смысле республики.
Откуда у них
взялась эта идея? Посоветовали американские евреи? Но американские евреи не
просили у Рузвельта ни Флориду, ни Аляску... И английские не предлагали
Черчиллю задуматься над организацией автономного графства. Тех привлекала
Палестина. Неужели они планировали запасной вариант – на
случай неудачи сионистского проекта?
Сначала письмо
Михоэлса, Фефера и Эпштейна о еврейской автономии в Крыму было послано Сталину
- лучшему другу советских евреев. Через две недели отправили такое же письмо
Молотову. Странно - сделали бы наоборот - всё было бы логично, сперва - важному
лицу, затем - Весьма важному лицу... Текст не меняли - что Сталин, что Молотов
- всё одно... И люди они были сведущие: все трое пережили "великую
чистку” не "под чуждым небосводом”. Очищение страны от врагов
народа активно и публично одобрили. Сталин и Молотов не имели репутации людей
безотказных. Да и само письмо!...
Если бы Сталин
хотел разжечь "государственный” антисемитизм - ему для этого
достаточно было опубликовать это письмо в центральных газетах "в
дискуссионном порядке”. Если бы я прочёл этот текст в менее авторитетном
издании, я бы подумал, что это неловко сделанная антисемитская фальшивка. Такая
коллективка не имела аналогов. В военное время, когда Крым все еще оккупирован
немцами, руководители ЕАК проанализировали работу советского правительства в
отношении еврейского населения, и нашли в его работе серьёзные недостатки.
Предложены пути исправления.
Письмо предельно
деловое. Никаких комплиментов, никаких благодарностей, никаких гарантий. Такое
письмо смелые подчинённые пишут начальнику, о котором точно известно, что его
вот-вот снимут "по статье”. В таком тоне и стиле можно писать и
зиц-председателю. По идее - просьба, а по стилю - жалоба в Страсбургский суд.
Вначале - о
Холокосте, в котором виновен Гитлер. Логическая нестыковка: Холокост устроил
Гитлер, а Крым должен отдавать Сталин. Кстати, обвинения в адрес сталинского
руководства занимают в письме вчетверо больше места, чем в адрес Гитлера.
Подписанты упрекают Сталина: еврейская интеллигенция вытесняется с кафедр, из
НИИ, из КБ кадрами неевреев, а еврейские кандидаты и доктора заняты на
неквалифицированных работах. (Это уже пришла гостья из будущего - из Израиля
1990-х годов, будто читаешь письмо председателя Сионистского форума Щаранского
премьер-министру Рабину.) Как тут поможет Крым? Имеется ли в пяти вузах Крыма
достаточное количество рабочих мест для еврейских кадров, вытесненных из 500
вузов СССР?
Затем следует
жалоба на крайний недостаток учреждений еврейской культуры. А вот делать
конкурирующую газету, открывать ещё пять театров, восстанавливать школы и
техникумы вовсе не нужно. Не для того пишут, чтобы вместо Крыма получить
собрание Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина на идише... (Кстати, в том же 1944
году, когда страна испытывала нехватку буквально всего, Совнарком уплатил 60 тысяч
долларов авторских зятю Шолом-Алейхема Бенциону Гольдбергу, хотя международного
авторского права СССР не признавал. На мой взгляд, этот факт противоречит
тезису о "государственном антисемитизме” в СССР.)
У части евреев
обострились буржуазно-националистические пережитки, от которых, по мнению
авторов письма, Крым излечит-исцелит. В советской традиции людей, страдающих
буржуазно-националистическими пережитками, лечили отнюдь не в крымской
природной зоне.
Нужны не хлеб и
зрелища, а земля. Дополнительными финансовыми вливаниями в Биробиджанскую
автономию заниматься тоже не стоит. Далеко этот Биробиджан. Земля - это Крым.
Со статусом Крыма - всё ясно, не автономные районы или область, а союзная
республика. Со столицею не в Армянске, а в Симферополе. Больше ничего не
требуется.
Насколько
соответствует экономическая структура Крыма профессиональной структуре
еврейского населения в СССР? О проблеме занятости речь вообще не шла. Это в
Палестине можно профессору вручить метлу и объявить это реализацией принципов
сионизма и воплощением заветов основоположника. Местечковая беднота стала
жертвой Холокоста. Она же была носителем языка идиш. Уцелели высокообразованные
русскоязычные евреи - инженеры, врачи, научные работники, журналисты и т.д. Они
не стремились перейти в сельское и гостиничное хозяйство. Их вполне
удовлетворяло право на летний отдых в Крыму. Как отнесётся нееврейское
население Крыма к еврейской республике? Не почувствует ли оно классовую
солидарность с палестинскими арабами?
Руководители ЕАК
знают, что идея ЕССР в Крыму пользуется исключительным успехом среди еврейских
народных масс... И среди лучших представителей народов СССР... А кто будет
разъяснять правильность решения "не лучшим”? Тов. Михоэлс и Фефер?
Или товарищ Маузер? А кто профинансирует переселение в Крым? Наркомфин Зверев
пусть находит деньги? Товарищу Звереву не надо беспокоиться - деньги на
переселение и организацию госстуктур дадут "трудовые евреи”, -
имеются в виду рабочие и крестьяне. Нетрудовые евреи дадут для Палестины,
трудовые - для Крыма. Кто больше?
Но главное -
письмо написано с позиции силы. С позиции силы политической. В 1944 умные люди
сходились мыслями, что после войны СССР будет в зависимости от США, и товарищ
Сталин, если хочет остаться номинальным главой СССР, вынужден будет исполнять
заокеанские рекомендации. А эти рекомендации продиктуют американские евреи.
План Маршалла уже витал в небе. Товарищ Сталин хотел остаться номинальным
главой СССР, но ещё больше он хотел оставаться реальным правителем – и план
Маршалла вместе с американско-еврейским диктатом был отклонен.
Пока решение
Сталина не выяснилось, из Крыма успели депортировать татар, армян,
греков… Все же их положение было куда лучше, чем у палестинцев – со
временем они смогли вернуться.
|