20 ноября легендарная балерина отмечает 85-летие. Безошибочный
артистизм. Фанатичная любовь к своему делу и целеустремлённость.
Бесстрашие...
Ломка канонов и создание своего собственного - «плисецкого» -
стиля, которому сегодня пытаются подражать танцовщицы во всём мире. Всё
это - она, легенда. Майя Плисецкая.
«Всю жизнь борюсь»
Так она скажет потом про себя. Боролась за всё - за партии в
спектаклях, за право быть самой собой. За жизнь, в конце концов... Ей
было всего 12, когда в кошмарном для всей страны 1938 году арестовали её
отца. Михаила Плисецкого расстреляли. Мать Майи - актрису немого кино
Рахиль Мессерер - тоже арестовали, вместе с младшим сыном долго держали в
Бутырской тюрьме, а затем депортировали в лагерь для жён «врагов
народа». Майю, осиротевшую, готовили к отправке в спецдетский дом... Но
её удочерила тётя по материнской линии - солистка Большого театра,
балерина Суламифь Мессерер.
Большой театр позже станет её жизнью. Одно только «Лебединое озеро»
Плисецкая исполнила более 800 раз (с 1947 по 1977 год) - в разных
постановках (в Большом театре - в трёх) и в разных странах. Майя
Михайловна считает этот балет лакмусовой бумажкой для любой балерины. В
«Лебедином», говорит она, никуда не спрячешься, все - как на ладони. Техника, драматический артистизм. «Лебединое» вполноги, вполдуши не станцуешь.
Каждый раз после «Лебединого» она чувствовала себя опустошённой. «Я была
просто вывернута наизнанку», - сказала Плисецкая «АиФ».
Как признаётся балерина, «Кармен-сюита» далась ей великой кровью.
Балерине говорили: «Вы сделали женщину лёгкого поведения из героини
испанского народа!», «Это не лицо Большого театра». А министр культуры
Екатерина Фурцева в сердцах бросила: «Майя, прикройте ляжки!» И это
притом, скептически замечает Плисецкая, что в классической пачке в
«Лебедином озере» «ляжки открытые». «Сколько сил, жизни, сколько нервов
было растрачено на защиту этого едва родившегося детища...» - говорит о «Кармен-сюите» Плисецкая.
Чтобы выбить разрешение исполнять на своём юбилейном вечере в Большом
театре «Болеро» Мориса Бежара, Майя Плисецкая добралась до самого
Брежнева. Партийные идеологи не хотели выпускать этот балет на сцену
ГАБТа: «Полуголая женщина танцует на столе в окружении
мужиков-ротозеев». Брежнев разрешил. Но плёнку с этим творческим вечером
«смыли», и телезрители его не увидели. Как говорит Плисецкая, в
«Болеро» так же, как и в «Кармен», присутствовало самое ужасное для
советских чиновников - секс. Саму же Плисецкую КГБ многие годы считал
английской шпионкой и не выпускал на заграничные гастроли.
В 65 лет она покинула сцену. Но в день 70-летия дебютировала в
специально для неё написанном номере знаменитого французского хореографа
Мориса Бежара под названием «Аве Майя».
«Я - Майяман!»
Отношения балерины Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина - это
тот редчайший случай, когда два таланта не только прекрасно уживаются
«в одной лодке», но и в течение десятков лет не позволяют этой лодке
«разбиться о быт». Их браку уже 52 года! Впервые Щедрин Плисецкую не
увидел, а услышал: муза Владимира Маяковского Лиля Брик дала ему
послушать записанную на магнитофон «Золушку» Прокофьева, где Майя читала
текст. Вскоре они познакомились лично. Плисецкая - рыжеволосая,
зеленоглазая, с длинной шеей - уже тогда поразила его. А потом он увидел
Майю в тренировочном классе на репетиции балета «Конёк-Горбунок». Она
была в очень эффектном трико-купальнике - тогда таких ещё никто не
носил. «Я, как теперь модно говорить, «запал» окончательно. Я был очень
настойчивым - когда мужчине нравится женщина, его мало что может
удержать. И Майя ответила мне взаимностью. Меня считают большим
любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать
не могу. Я - Майяман», - признался «АиФ» Родион Щедрин.
В самом начале их отношений с Щедриным Плисецкая забеременела. Но
сделала аборт. «В прошлое не всегда хочется заглядывать, потому что
ничего не можешь скорректировать, - сказал «АиФ»
Родион Щедрин. - Только себя растравлять. Балет предусматривает помимо
всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму.
После родов с любой женщиной происходят изменения. Многие балерины
потеряли свою профессию. Хочешь не хочешь, и Майя Михайловна пишет об
этом в своей книге, надо было делать выбор».
Она до сих пор в прекраснейшей форме. Рецепт её молодости прост: «Когда
надо похудеть, сижу не жрамши». У балерины, по её признанию, на теле нет
ни одного живого места: «Я вся в шрамах». Однажды во время пируэта
Плисецкая так ударилась пальцем о партнёра, что мизинец сломался и
повис. «И вы дальше танцевали?» - спросил её корреспондент «АиФ». «Ну а как же ещё?» - ответила знаменитая балерина.
И ЭТО ВСЁ О НЕЙ
Морис БЕЖАР, хореограф:
- Плисецкая - бунтарка. Этим она меня всегда привлекала. Но в работе она
невероятно организованный человек. Как-то Майя сказала: «В балете
гораздо важнее голова, чем ноги и шея». Я согласен. Плисецкая
фантастически образованна, у неё энциклопедические знания о музыке,
литературе, живописи.
Владимир ВАСИЛЬЕВ, танцовщик:
- Сравнивать Майю Плисецкую с какой-либо балериной
бессмысленно. Она первая и единственная. Талант Плисецкой обладал такой
могучей, яркой и, казалось, разрушающей силой, что каждый, кто видел
Майю и на сцене, и за кулисами, не мог не попасть во власть её
стихии...
Светлана ЗАХАРОВА, балерина:
- Майя Михайловна - ярчайший пример, что настоящий талант может победить
систему. Она разрушала все препятствия, которые ей чинили. Все её
достижения - только благодаря целеустрёмленности, таланту и сильному
характеру, который никто не смог сломать. http://www.aif.ru/culture/article/39058
|