Объединение «ВМЕСТЕ»
Эстония
 
Понедельник, 02.12.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ЭПИЗОД ИЗ ЖИЗНИ АДМИРАЛА КОЛЧАКА - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЭПИЗОД ИЗ ЖИЗНИ АДМИРАЛА КОЛЧАКА
LukaRadishevДата: Четверг, 05.08.2010, 22:14 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 137
Репутация: 0
Статус: Offline
Во славу Святой Варвары – покровительницы оружия на море.

Недавно по телевизору показывали фильм «АДМИРАЛЪ».
Мало того, что Константин Хабенский не вполне убедителен в роли Колчака, но и сам сценарий фильма делает из противоречивой фигуры слащавого ангелочка.
Колчак до революции – это увлекающийся географ, смелый и сообразительный офицер, энтузиаст минной войны на море. Добавим к этому его безусловный литературный талант (слова романса «Гори, гори – моя звезда…» не могут оставить равнодушным даже очень бесчувственного человека).
Но после свержения царя была потеряна цель служения – удачная карьера прервана, привычная система безвозвратно рухнула, отсутствовало понимание тех процессов, которые так изменили Россию. И тут авторы фильма начинают идеализировать прошлое: «…при царе-батюшке всё было хорошо, а как пришли большевики…»
Эмигрировавший на территорию Великобритании Колчак соглашается пойти на службу Её Величества и возглавить контрреволюционное движение в Сибири.
Он согласился убивать своих бывших соотечественников во имя выгод Британской короны.
Но больше всего (у меня лично) фигура Колчака вызывает отторжение тем, что именно он тормозил развитие подводного флота России. Именно Колчак отправил в отставку старшего лейтенанта Ивана Ризнича
23-го сентября 1914 года корреспондент Петроградского телеграфного агентства в Риме сообщил, что с судостроительной верфи «Фиат» в Специи была угнана подводная лодка «Сан-Джорджио» («Святой Георгий»), строившаяся по заказу русского флота. Похитителем был отставной итальянский офицер Беллони, известный своими симпатиями к России.
А в сентябре 1917-го года старший лейтенант Иван Иванович Ризнич с командой совершил на подводной лодке «Святой Георгий» («малютке» водоизмещением в 395 тонн) - беспримерный переход из Специи в Архангельск. В экипаж входили два офицера, четыре унтер-офицера, десять нижних чинов.
Примерно за десять лет до этого исторического перехода в Либаве (ныне Лиепая) началось отечественное подводное плавание, во главе которого стоял капитан I ранга (потом контр-адмирал) Эдуард Николаевич Щенснович. Именно здесь базировался Учебный отряд подводного плаванья.
Вы только представьте то время, когда матросы уходили из казармы, неся клетки с белыми мышами. Лишь посвященные знали – это идут подводники. А мыши им нужны для того, чтобы определять по поведению мышей степень загрязненности воздуха в отсеках. Ведь лодка уходила под воду с тем запасом кислорода, какой содержался в атмосфере отсеков. И только.
Иван Ризнич пришел в отряд обучать, так как имел уже солидный опыт командира-подводника. Он еще в 1904 году стажировался на «Дельфине» первой русской субмарине – у самого кавторанга Беклимишева, подводника №1.
Затем получил назначение на одну из первых подводных лодок Невского завода – «Щуку». Командовал подлодкой «Лосось».
В ноябре 1905 года Ризнич принял «Белугу» и одновременно исполнял дела начальника отряда подплава. Затем была подлодка «Стерлядь».
В конце 1907 года капитан-лейтенант Колчак сделал в санкт-петербургском морском кружке нашумевший (в те времена) доклад: «Какой нужен России флот?» В этом докладе блестящий оратор Колчак доказывал, что подводным лодкам нет места в составе флота морской державы, а у военного применения подводных лодок нет никакого будущего.
Ризнич выступил с ответной работой: «Подводное плавание и его значение для России».
Колчак возглавлял тактический отдел морского генерального штаба. Ризничу пришлось снять погоны и заняться продажей велосипедов.
С началом первой мировой войны призванного из запаса лейтенанта Ризнича назначили начальником дивизиона подводных лодок особого назначения. Это были три карликовых субмарины (по 35 тонн водоизмещения). Вместо личных имен они имели номера - №1, №2 и №3. Лодки обороняли Пярнуский залив.
В 1916-м году лодку Ризнича перебросили на Дунай. Ризнич был первым командир подводной лодки, действовавшей в реке.
Именно этого человека выдвинул командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак для убийственно рискованного дела – перегона малой подводной лодки из Италии в Архангельск.
Обойдя Европу, пять суток прорываясь через коварный Бискай, попадая в мощнейший шторм в Норвежском море (когда некоторые моряки уже переоделись в чистое – «смертное» белье) – они прошли 5000 миль в условиях войны, прошли через зоны расположения германских подводных лодок, через зоны минных заграждений и т.п.
Старший лейтенант Ризнич был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Так он поставил точку в давнем споре с Колчаком.

P.-S. Именно Иван Иванович Ризнич разработал всю систему команд для экипажей подводных лодок. И когда сегодняшние атомные подводные крейсера («убийцы городов») отправляются в поход, то их плавание начинается с команды командира: «По местам стоять! К погружению!», а заканчивается словами: «По местам стоять! К всплытию!»
Автором этих команд был лейтенант Ризнич.

Использованы архивные материалы, собранные писателем Николаем Черкашиным в повести «По следам «Святого Георгия».

P.-S. Источник сведений о том, что авторство романса принадлежит А.В. Колчаку - статья "Гори, гори, моя звезда" в приложении "Соотечественник" к газете "Молодежь Эстонии" от 08 февраля 2003 года.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz