Объединение «ВМЕСТЕ»
Эстония
 
Понедельник, 06.05.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ПЕНСИИ. Договор между РФ и ЭР - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий форум » ЗАКОН и ПРАВО » ПЕНСИИ. Договор между РФ и ЭР (АНАЛИЗ НОВОГО РОССИЙСКО-ЭСТОНСКОГО ПЕНСИОННОГО ДОГОВОРА)
ПЕНСИИ. Договор между РФ и ЭР
vmesteДата: Среда, 03.08.2011, 16:57 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 85
Статус: Offline
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОГО РОССИЙСКО-ЭСТОНСКОГО ПЕНСИОННОГО ДОГОВОРА I


14 июля 2011 года в Таллине был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Договор). В представляемом анализе будет определено, какие пенсионные права вытекают из этого нового соглашения и когда и каким образом будет возможно их реализовать.

История вопроса


Два пенсионных соглашения


25 июня 1993 года было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение о гражданских пенсионерах). Этим Соглашением регулировались вопросы, касающиеся назначения и выплаты гражданских пенсий с взаимным учётом стажа.

Через год 26 июля 1994 года в Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики (далее Соглашение о военных пенсионерах).

Соглашение о военных пенсионерах


Соглашение о военных пенсионерах было достаточно быстро ратифицировано парламентами обоих государств и вступило в силу уже в 1996 году. Помимо социальных гарантий на них налагались также определённые ограничения. Так в ст. 5 этого соглашения устанавливалось, что военным пенсионерам, которые приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Эстонской Республики, могут по их желанию назначаться и выплачиваться пенсии соответствующими органами Эстонской Республики за счет ее средств. При этом выплата пенсий, ранее назначенных Российской Федерацией, приостанавливается на период выплаты пенсии органами Эстонской Республики и наоборот.

Таким образом, вторым предложением ст. 5 Соглашения о военных пенсионерах последние лишались права на эстонскую гражданскую пенсию за гражданский стаж. Причём, кроме российских военных пенсионеров Эстонии подобной «льготы» не было больше ни у кого, что является явной дискриминацией. Пытаясь исправить эту ситуацию, 47 российских военных пенсионеров прошли все судебные инстанции внутри Эстонии и подали жалобы в Европейский суд по правам человека, которые также, к сожалению, не были удовлетворены.

Российская пенсия для проживающих в Эстонии российских граждан


С 1 января 2002 года в России вступил в силу новый Закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее ЗТП). Ч. 1 ст. 3 ЗТП предусматривала, что право на пенсию имеют все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания. Ограничение на это положение налагалось ч. 2 ст. 1 ЗТП, согласно которой, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии международного договора проживающие за границей Российской Федерации российские граждане получали право на российскую пенсию. Между Россией и Эстонией на тот момент не было действующего пенсионного соглашения, касающегося гражданских пенсий, что дало основание проживающим на территории Эстонии гражданам России пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) для оформления российских пенсий.

Проживающих в Эстонии граждан России, получивших 1 января 2001 года право на российскую пенсию, условно можно разделить на две категории:
- те, кто достиг российского пенсионного возраста, но ещё не достиг эстонского;
- те, кто уже получал пенсию от Эстонии.

Последний случай наиболее интересен, так как пенсионеры получили возможность получать две пенсии от двух государств за один стаж.

Однако 16 октября 2007 года наконец-то вступило в силу Соглашение о гражданских пенсионерах, подписанное ещё в 1993 году. После этого лицам, получающим сразу две пенсии от двух государств, выплата российской пенсии была приостановлена. Те же, кто ещё не достиг пенсионного возраста в Эстонии, могли получать российскую пенсию до его достижения.

Соглашение о гражданских пенсионерах


Вступившее в силу Соглашение о гражданских пенсионерах не только лишило проживающих в Эстонии российских граждан пенсионного возраста права на российскую пенсию, но и дало возможность некоторым лицам, имеющим трудовой стаж на территории России, но не имеющим минимальный для назначения эстонской пенсии по старости 15-летний трудовой стаж на территории Эстонии, оформить себе эстонскую пенсию по старости с учётом российского стажа. Впрочем, даже это не произошло автоматически, а при помощи созданного Центром информации по правам человека прецедента (дело № 3-08-1599).

Помимо этого мы можем выделить три основные проблемы, с которыми столкнулись российские соотечественники при их пенсионном обеспечении в Эстонской Республике на основании вышеупомянутого соглашения:

- Произвольное ограничение субъектного состава Соглашения;
- Отказ назначать пенсию по старости (инвалидности) на основании стажа работы в бывших союзных республиках (за исключением РСФСР и ЭССР);
- Отказ включать службу в Советской Армии в пенсионный стаж.

Ст. 1 Соглашения было предусмотрено, что оно распространяется на граждан сторон и членов их семей. Первоначальная административная и судебная практика была такова, что субъектами Соглашения считались проживающие на территории Эстонии граждане России и Эстонии. Однако 22 апреля 2010 года Государственный суд Эстонии своим решением в «деле Рожка» (дело № 3-3-1-92-09) ограничил субъектный состав проживающими в Эстонии гражданами России, тем самым лишив граждан Эстонии вытекающих из Соглашения прав.

Ст. 4 Соглашения о гражданских пенсиях устанавливает, что стороны обязаны взаимно признавать стаж друг друга. Россия при назначении пенсий безоговорочно признаёт стаж союзных республик. Таким образом, исходя из ст. 4 Соглашения, это же была обязана сделать и Эстония. Тем не менее, пенсионные департаменты отказывались это делать, и для того, чтобы Эстония наконец-то стала признавать стаж союзных республик тем пенсионерам, у кого не было минимального 15-летнего трудового стажа на территории Эстонии, потребовалось более двух десятков судебных процессов и двух прецедентных решений Государственного суда – Решения от 18 марта 2009 года в «деле Гончаровой» (дело № 3-3-1-4-09) и Решения от 22 апреля 2010 года в «деле Рожка» (дело № 3-3-1-92-09).

Включение в пенсионный стаж службы в Советской Армии также регулировалось ст. 4 Соглашения, предусматривающей учёт любого стажа, признаваемого другой стороной. Россия службу в СА в пенсионный стаж включает. Эстонские же пенсионные департаменты упорно отказывались это делать. При помощи Центра информации по правам человека было выиграно несколько десятков прецедентных процессов в Таллинском окружном суде и Тартуском окружном суде. Суды признали обязанность Эстонии учитывать военный стаж гражданским пенсионерам. Пенсионные департаменты, начиная с 13 ноября 2009 года, во исполнение судебных решений начали включать в пенсионный стаж только срочную службу и только тем, кто призывался с территории России. Однако и это длилось не долго. 22 апреля 2010 года Государственный суд своим решением в «деле Рожка» (дело № 3-3-1-92-09) отказался включать в пенсионный стаж службу в Советской Армии.

продолжение следует...
 
vmesteДата: Среда, 03.08.2011, 18:10 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 85
Статус: Offline
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОГО РОССИЙСКО-ЭСТОНСКОГО ПЕНСИОННОГО ДОГОВОРА II


14 июля 2011 года в Таллине был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Договор).

Структура Договора


Договор состоит из 15 статей и 4 глав.

Первая глава «Общие положения» (ст. 1-4) даёт определение используемым в Договоре понятиям (ст. 1), устанавливает предмет договора (ст. 2), определяет субъектный состав (ст. 3) и равенство прав субъектов (ст. 4).

Вторая глава «Пенсии» (ст. 5-7) устанавливает принципы пенсионного обеспечения (ст. 5), определяет, в каком случаем применяется законодательство той или иной стороны договора (ст. 6), что происходит с пенсионным стажем третьих государств (ст. 7).

Третья глава «Сотрудничество Сторон» определяет порядок применения Договора (ст. 8), защиту данных (ст. 9), порядок подачи заявлений о назначении или пересчёте пенсий (ст. 10), порядок медицинского освидетельствования для назначения пенсии по инвалидности (ст. 11).

Четвёртая глава «Заключительные положения» устанавливает порядок решения разногласий и изменения Договора (ст. 12), переходные положения (ст. 13), порядок вступления Договора в силу (ст. 14) и прекращения договора (ст. 15).

Предмет договора


Ст. 2 Договора определяет следующую сферу его применения:
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:

1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
социальным пенсиям;
2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию

Это означает, что Договор не распространяется на пенсии за выслугу лет, т.е. пенсий военных пенсионеров (в т. ч. пенсии по потере кормильца для вдов), полицейских, тюремных чиновников, лётчиков-испытателей и т. п.

Субъекты договора


Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие пенсионного законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.

Таким образом, для того, чтобы быть субъектом Договора, необходимо, во-первых, иметь российское, либо эстонское гражданство, либо быть апатридом, во-вторых, нужно иметь трудовой стаж на территории Эстонии и трудовой стаж, признаваемый таковым на территории России. Например, отработать какое-то время в России и какое-то время в Эстонии и достигнуть пенсионного возраста.

Ст. 4 Договора уточняет, что он применяется ко всем гражданам России, гражданам Эстонии и лицам без гражданства независимо от их места проживания. Т.е. новый Договор, в отличие от ныне действующего Соглашения (в толковании Государственного суда Эстонии), будет распространяться и на граждан Эстонии, проживающих на территории Эстонии.

При этом в пояснительной записке к эстонскому закону о ратификации Договора Эстонская Сторона утверждает, что на переговорах предлагала расширить субъектный состав Договора также и на граждан третьих государств, но Российская Сторона отказалась.

Принципы и основы пенсионного обеспечения


Если ныне действующее Эстонско-Российское пенсионное соглашение базируется на территориальном принципе пенсионного обеспечения (выплата пенсии только страной проживания с взаимным учётом стажа), то новый Договор исходит из субсидиарного принципа (каждое государство платит за свой стаж). С учётом разницы в размере российской и эстонской пенсии вряд можно считать благом, если за стаж работы на территории РСФСР будет платить Россия вместо Эстонии.

Ч. 2 ст. 5 Договора устанавливает, что если у лица достаточный стаж для назначения пенсии одной из Сторон Договора, то она ему назначается на основании законодательства этой Стороны и без учёта стажа другой Стороны Договора и независимо от места его проживания. При этом в Эстонии минимальный стаж для назначения пенсии 15 лет на территории Эстонии. В России же - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Предположим, что у живущего в Эстонии пенсионера есть 30-летний российский стаж и 10 летний стаж на территории Эстонии. В этом случае на основании вышеприведённой ч. 2 ст. 5 Договора ему назначается российская пенсия. Но что при этом происходит с его 10-летним эстонским стажем?

Ч. 3 ст. 5 Договора предусматривает, что если право на пенсию возникает только в результате суммирования стажей обоих государств, то и в этом случае назначается пенсия. Так, если приведённый в нашем примере 10-летний эстонский стаж добавить к 30-летнему российскому, то получается 40 лет, что вполне достаточно для назначения эстонской пенсии. Но эстонская пенсия ему будет назначена не за 40 лет, а за 10 (российская пенсия на основании ч. 2 ст. 5 Договора - за 30 лет).

Другой пример. Если женщина пенсионного возраста имеет 10-летний стаж на территории Эстонии и 10 летний стаж на территории России, то при суммировании стажей она получает право как на российскую, так и на эстонскую пенсию. В этом случае каждое государство платит пенсию за свой стаж. И это можно выделить как общий принцип настоящего Договора.

Единственное ограничение, установленное ч. 3 ст. 5 Договора, – это исключение совпадений стажа. Например, если житель Нарвы работал одновременно и в Нарве и Ивангороде, то год за два ему не пойдёт и ему будет учтён календарный стаж либо одним, либо другим государством.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Договора стаж продолжительностью менее одного года прибавляется к стажу другой стороны Договора и в этом случае пенсионер получает пенсию только от одного государства. Но его стаж в любом случае не пропадает.

Ч. 5 ст. 5 Договора налагает ограничение на одновременное получение пенсий разного вида от двух государств. Так Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны.

Ч. 7 ст. 5 Договора уточняет, что переезд из Эстонии в Россию и наоборот не влияет на выплату пенсий, за исключением народной (социальной) пенсии. Т. е. если лицо, не имея необходимого стажа, получало народную пенсию от Эстонии, то при переезде в Россию право на народную пенсию им утрачивается. Но появляется право на социальную пенсию от России.

Ч. 1 ст. 6 освобождает Стороны Договора от обязательств учитывать при назначении пенсии стаж союзных республик. В настоящий момент в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о государственном пенсионном страховании Эстонии стаж на территории бывшего СССР до 1 января 1991 года засчитываются в стаж, дающий право на пенсию, в случае, если лицо имеет не менее 15 лет пенсионного стажа, приобретенного в Эстонии, и никаким иным государством не выплачивается пенсия за указанный стаж. Т.е. Эстония учитывает стаж СССР при наличии 2 условий – 15-летнего стажа на территории Эстонии и если ни одно государство за этот стаж не платит. Россия учитывает стаж СССР как свой без каких бы то ни было условий (ст. 30 ЗТП).

Со вступлением же Договора в силу возникает странная ситуация. Например, живущий в Эстонии пенсионер имеет 1 год российского стажа, 15 лет эстонского и 25 лет казахского. Так как у него есть и российский и эстонский стаж, то он субъект Договора и пенсия ему назначается, исходя из его положений. В итоге ему Эстония платит за 15 лет, Россия за 1 год, казахский же стаж, видимо, полностью пропадает. Впрочем, необходимо дождаться правоприменительной практики. Причём, если бы его не угораздило иметь российский стаж, а у него был бы только эстонский и казахский, то он тогда уже не субъект Договора и в любом случае имеет право на полноценную эстонскую пенсию с учётом всего казахского стажа.

Как подобные вопросы будут решаться в России также не понятно, ведь помимо Договора с Эстонией Россия ещё является страной-участницей Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., по которому она обязана учитывать стаж союзных республик при начислении пенсии. Таким образом, возникает правовая коллизия, когда два правовых акта одинаковой юридической силы противоречат друг другу.

Ст. 7 Договора устанавливает, что если даже при суммировании стажей обоих государств не получается необходимый для назначения пенсии минимум, то в этом случае можно также учесть стаж третьих стран, с которыми у обоих сторон есть соответствующие договоры. Какие это именно государства сейчас выясняется. Но уже можно сказать, что страны СНГ из этого списка выпадают, так как с ними у России пенсионное соглашение, основанное на территориальном принципе, а не субсидиарном. Остаются только балтийские республики.

Применение договора


Согласно ст. 8 Договора для уточнения нюансов, связанных с его применением, между министерствами будет заключено отдельное соглашение, в котором будут урегулированы все вопросы.

Ст. 10 Договора предусматривает, что заявления о назначении и пересчёте пенсий можно будет подавать по месту жительства. Т.е. если у живущего в Эстонии человека возникает право на российскую пенсию, то он обращается за её назначением не в Российский Пенсионный фонд, а в местный эстонский пенсионный департамент. Это, безусловно, упрощает процедуру оформления пенсии и это можно назвать одним из преимуществ Договора.

Ст. 11 Договора налагает ограничение на конвертацию инвалидности (потери трудоспособности). Точнее даже её исключает. Для установления российской инвалидности необходимо пройти соответствующее освидетельствование в России. Но при этом Россия будет акцептировать эстонские медицинские справки.

Переходные положения и вступление в силу


Ст. 13 Договора «Переходные положения» является ключевой.

Во-первых, она признаёт недействительными ныне действующее пенсионное соглашение, что вполне естественно.

Во-вторых, она признаёт недействительным положение Соглашения о военных пенсионерах, которым налагается ограничение на получение российскими военными пенсионерами эстонской гражданской пенсии. И вот это и есть главное, если не единственное достижение нового Договора. Эти люди, старые и больные, получают сейчас пенсии, которые по данным Социального отдела при посольстве Российской Федерации на 15-20% ниже, чем средняя эстонская гражданская пенсия.

В-третьих, пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены только по желанию пенсионера и только если они изменятся в сторону увеличения. Это, пожалуй, второе по важности положение Договора, так оно, по крайней мере, позволяет сохранить в прежнем виде эстонские пенсии с учётом советского и российского стажа тем пенсионерам, кто успел выйти на пенсию до вступления Договора в силу.

В-четвёртых, тем, кому назначена пенсия на основании ныне действующего Соглашения при переезде в Россию (или Эстонию), пенсия будет пересмотрена без согласия пенсионера.

В-пятых, пенсии на основании этого Договора назначаются со дня подачи заявления. Пересчёт же пенсий осуществляется в первый день следующего месяца после подачи заявления.

Вступление в силу, изменение и прекращение Договора


Ст. 14 Договора устанавливает, что он вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Договора изменения в него производятся путем
подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

Прекращение договора осуществляется путём подачи письменного уведомления об этом по дипломатическим каналам. Действие Договора при этом прекращается по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления (ч. 1 ст. 14). При этом важно, что в случае прекращения действия настоящего Договора выплата пенсий, назначенных в соответствии с его положениями, продолжается.

Общие выводы и рекомендации


Исходя из вышеизложенного, можно смело заявить, что к очевидным плюсам нового Договора относятся:

1. Российские военные пенсионеры получат на равных основаниях с пенсионерами других стран возможность получать две пенсии - российскую военную пенсию от России за военный стаж и эстонскую гражданскую пенсию за гражданский стаж.

2. Пенсионные права, реализованные до вступления Договора в силу, будут сохранены.

3. Служба в Советской Армии для гражданских пенсионеров будет учтена при начислении гражданской российской пенсии.

При этом очевидные минусы Договора:

1. При назначении пенсий по Договору не будет учитываться стаж союзных республик (кроме РСФСР и ЭССР).

2. Лица, которые выйдут на пенсию после вступления Договора в силу, будут получать пенсию за российский стаж от России и он будет исключён из эстонского пенсионного стажа. Можно предположить, что в денежном выражении это им будет не выгодно.

3. Исключается получение пенсий разного вида, как, например, пенсии по потере кормильца от России и пенсия по старости от Эстонии.

4. При переезде в Россию пенсионеры будут терять свои права, реализованные в рамках ныне действующего Соглашения.

В качестве общей рекомендации пенсионерам (настоящим и будущим) можно посоветовать реализовать свои пенсионные права, как например, право на российскую пенсию для российских граждан, до вступления Договора в силу. В этом случае они сохранятся и после вступления Договора в силу. Российскую пенсию российские граждане смогут оформлять уже с 17 октября этого года (если к тому времени не вступит в силу Договор). Но при этом надо иметь в виду, что одновременное получение пенсий от Эстонии и России (после окончания ныне действующего Соглашения и до вступления в силу нового Договора) чревато тем, что эстонские пенсионные департаменты могут вычесть из стажа эстонской пенсии советский стаж до 1 января 1991 года, если узнают, что за него платит Россия, и истребовать незаконно полученные деньги в период одновременного получения эстонской и российской пенсии.
 
Форум » Общий форум » ЗАКОН и ПРАВО » ПЕНСИИ. Договор между РФ и ЭР (АНАЛИЗ НОВОГО РОССИЙСКО-ЭСТОНСКОГО ПЕНСИОННОГО ДОГОВОРА)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz