Мало что случается в мире по какой-то одной причине. Даже самые опытные и умные мастера закулисных махинаций признают, что подлинное искусство заключается в умении воспользоваться ситуацией, предсказать которую не может никто.
Но ситуацию самого глобального конфликта из-за дележа остатков углеводородов и минеральных ресурсов предсказать легко. А если вспомнить, что и чистой воды уже людям нехватает - то большого ума не надо, чтобы предсказать войну в ближайшем будущем. Весьма объемистый роман Тома Клэнси (фантастический роман - это важно!)пронизан патриотическим чувством простого американца. Он мастерски убеждает читателя в необходимости сохранения ядерного оружия и больших расходов на оборону. Для убедительности своей концепции автор рассматривает теоретическую возможность развития глобального военного конфликта.
В основе сюжета – информация агентов секретной службы об интересе Японии к востоку России. Хотя Япония и является самым крупным коммерческим партнером Америки, но у секретной службы не бывает дружбы.
«Регион северных ресурсов» - это север Восточной Сибири. Русские наняли три японские фирмы для геологических изысканий. Японские геологи обследовали район по размерам превышающий Западную Европу. В прошлом СССР думал только об узкой полосе земли вдоль железных дорог. А этот регион по своим богатствам не уступает Южной Африке, только в Сибири есть еще и нефть, отсутствующая там. Настоящая сокровищница, где находятся почти все стратегически важные минералы, причем в огромных количествах…
Японцам пришлось сообщить русским о разведанных месторождениях, но только об их половине. Теперь, в союзе с Китаем, Япония хочет захватить этот лакомый кусок. Но первоначально необходимо устранить влияние Соединенных Штатов Америки в Тихом океане. Для этого, в обстановке строжайшей секретности, группа ведущих промышленников Японии создает ядерное оружие. В романе подробно описан процесс изготовления современного оружия. Плутоний не должен соприкасаться с металлами, так как плутоний, помимо того, что является радиоактивным и испускает тепло благодаря излучению альфа-частиц, при соприкосновении с другим металлом вступает с ним в реакцию, возникают искры, и происходит воспламенение. Плутоний, подобно магнию и титану, горит исключительно активно и после возгорания не поддается тушению.
Еще труднее, чем плутоний, обрабатывать корпуса боеголовок из урана-238. Это темно-красный, очень тяжелый и твердый металл. Тяжелые конусы боеголовок, вес которых превышает иногда четыреста килограммов, нуждаются в точной обработке для абсолютной динамической симметрии. Боеголовки, предназначенные для «полета» как в пустоте космического пространства, так и в течение короткого времени в атмосфере, должны были иметь совершенно идеальную форму, чтобы сохранять в полете аэродинамическую устойчивость. Боеголовки подвергаются периодической балансировке, подобно тому, как производят балансировку автомобильных колес, но при этом к ним предъявляются гораздо более строгие требования. Уран-238 при всей своей твердости и плотности, что осложняет его обработку, чрезвычайно тугоплавкий металл. Американцы даже используют его для бронезащиты своих танков, настолько хорошо он противостоит внешней энергии. В случае взрыва именно уран-238, образующий оболочку, дает наибольшее количество радиоактивных осадков. Ничего не поделаешь, таковы законы ядерной физики.
Война является величайшим уголовным преступлением, чем-то вроде вооруженного ограбления, доведенного до крайней степени. И она всегда вызывается жадностью. Нападающая сторона – это всегда нация, стремящаяся отобрать что-то у другой. Победа одерживается в результате того, что вы узнаете, к чему стремятся агрессоры, и ставите преграду на пути к этой цели. Ростки поражения обычно уже заложены в первоначальном стремлении захватить что-то.
Культура Японии кардинально отличается от христианской культуры. У них другая религия. Их взгляд на место человека в природе не такой, как у нас, и потому они мало ценят человеческую жизнь. Никто не говорит, что они хуже христиан, просто мы не должны совершать ошибки, полагая, что их мотивации такие же, как наши.
Японские промышленники разрабатывают хитроумный план одновременного с военным противостоянием обрушивания американского доллара. Американская экономика слишком обширна. От нее зависит слишком много людей. Но самое главное заключается в том, что она настолько сложна, что ни один человек – или будь их даже двадцать – не в силах постичь все тонкости ее деятельности. В этом и заключается недостаток моделей, на которые так любят полагаться экономисты. Наступает момент, когда они пытаются измерять, оценивать и регулировать что-то, чего просто не существует. Экономика существует. Она действует. Люди нуждаются в ней, но никто по-настоящему не знает, как она функционирует. Главная ошибка марксистов заключалась в том, что они поддались иллюзии, будто им удалось постичь секреты экономического развития. СССР потратил труд трех поколений, пытаясь заставить экономику действовать по команде сверху, вместо того, чтобы позволить ей развиваться по собственным законам, и в результате эти три поколения оказались нищими в богатейшей стране мира. В Америке не пробовали распоряжаться экономикой, просто пытались пользоваться ее плодами, но в обоих случаях создавалась иллюзия, что она понятна людям, тогда как на самом деле все обстояло иначе. Если люди и понимают пути экономического развития, то только в самых общих чертах.
Война всегда бывает вызвана экономическими причинами – это одно из немногих положений, правильно предсказанных Марксом. На уровне государств использовались такие высокопарные слова, как жизненное пространство, Lebensraum, определяющие судьбу нации, или другие политические лозунги, целью которых является увлечь массы и возбудить в них волну национализма, но коротко все сводилось к элементарному: у них это есть. И мы нуждаемся в этом. Надо захватить силой.
Союзником США в такой сложной ситуации оказывается Россия.
И автор рассматривает участь американских граждан, которые оказались на территории маленького гавайского острова, попавшего под японскую оккупацию.
Тут возникает вопрос: может ли твоя страна позволить иностранной державе лишить своих подданных выбранного ими гражданства лишь потому, что ей трудно защитить их права? И что последует дальше? Как страна поступит, когда такое произойдет в следующий раз? В какой момент эта страна утрачивает право именоваться самостоятельным государством? В конце концов, все зависит от политической решимости. Раньше мы утверждали, что свобода для нас ценнее жизни. То, что мы называли своими правами, никто нам не даровал. Наш народ завоевал их в жестокой борьбе. Люди гибли, защищая свои идеалы. И вот граждане твоей страны оказываются под властью другого государства. Неужели твоя страна ничем им не обязана?
Невольно просматривается аналогия с недавними событиями в Южной Осетии.
Можно рассуждать, что нельзя идти на риск ядерного нападения из-за нескольких тысяч… Но из-за какого числа людей государство готово пойти на риск подвергнуться ядерному удару? Какова эта магическая цифра? Миллион?
Наше место в мире основано на нескольких простых идеях, и множество людей отдали жизнь, защищая их. Защищать своих граждан для любой страны – долг чести. Если государство не может защитить своего гражданина, значит оно не может защитить ничего. Такому государству перестанут доверять, его перестанут уважать, да и само оно потеряет к себе уважение.
Высокий уровень авторского стиля хотелось бы подкрепить парой цитат. В первом случае, это слова одного из героев романа, обращенные к агенту Секретной службы:
«Не надо думать, что остальные люди умнее тебя. Они ничуть не умнее. У них другая работа, но дело не в умственных способностях, а просто в образовании и опыте. Эти люди не имеют ни малейшего представления о том, как вести расследование уголовного преступления. Ум требуется для любой трудной работы. Но нельзя научиться каждой из них. Люди не умнее тебя, а может быть ты умнее их. Зато они знают, как действовать, к примеру, на финансовом рынке, а ты умеешь делать что-то другое».
Во втором случае, это беспокойство старого разведчика о судьбе своей дочки:
«Дочери служат божьей карой за то, что ты мужчина: приходится жить в смертельном страхе, что они когда-нибудь могут встретить человека, похожего на тебя самого в молодости».